Трудности обучения

У внешне схожих расстройств могут быть разные причины и разные механизмы возникновения – так, например, на качество и грамотность письма влияет уровень развития языка, восприятия, двигательных функций, поэтому крайне важно установить причину нарушения и работать с этой причиной.

Установить причину нарушения помогает нейропсихологическая диагностика – специальная процедура, основанная на анализе поведения ребенка и выполнения им определенных заданий и соотнесения этих данных с представлением о развитии головного мозга, а также об относительном вкладе каждой области мозга в осуществление тех или иных функций.

На основе полученных результатов разрабатывается план нейропсихологической коррекции, нацеленной на восстановление либо развитие поврежденных или отстающих психических функций, слабость которых в большинстве случаев может вызывать трудности обучения.

Наболее частыми причинами трудностей обучения у московских школьников и дошкольников являются:
1. сниженная работоспособность, колебания внимания, что в свою очередь (лучше, что в свою очередь приводит к трудностям запоминания и недоразвитию речи) отражается на слабости памяти и недостаточной сфорированности речи
2. недостаточное развитие самоконтроля, произвольности, построения плана любой деятельности (такие дети быстро и часто отвлекаются, даже если не устали, делают много ошибок, ведут себя так, что в общественных местах за них становится стыдно)
3. трудности зрительно-пространственного анализа (такие дети путают право-лево, верх-низ, с трудом запоминают новые маршруты, не могут определить начало листа и строки, не удерживают строку, не умеют рисовать)
4. трудности переработки слуховой информации (в речи такие дети частро произносят одинаково звуки схожие по артикуляции, при восприятии на слух так же их путают, маленький словарный запас (например, они говорят: «он делает рисунок», «они делают дом», «она делает суп», «она делает чисто», вместо художник рисует, строители строят, тетя варит, девочка убирается) и сужен объем слухоречевой памяти (очень долго учат стихи и свои роли к утренникам, путают и забывают слова). Позже эти трудности перерастут в бесконечные ошибки на письме, невозможность писать диктанты, а в особенно грубых случаях, даже неспособность выучить алфавит.

Трудности обучения в школьном и дошкольном возрасте рассматриваются как вариант нормального развития, так как норма характеризуется неравномерным развитием, т.е. одни функции развиваются лучше других – так, например, одни из нас более успешны в математике, другие – в литературе, а третьи замечательно рисуют.
Помимо трудностей обучения, характерных для нормального развития, нейропсихолог работает с разнообразными более серьезными нарушениями, прежде всего когнитивной и двигательной сфер – т.е. речи, мышления, памяти и внимания, восприятия и также занимается моторным развитием. Закономерные нарушения сразу нескольких функций образуют устойчивые синдромы, к компетенции нейропсихолога наиболее часто относят следующие:

Дисграфия – термин, введенный для обозначения нарушений письма, одной из основных причин которого является нарушение точной моторики рук, и включает в себя трудности копирования образца с соблюдением верных пропорций, трудности расчетных движений, неспособность держать ручку.

Дислексия обозначает неспособность приобрести нормальные навыки чтения, сочетается с нарушением координации движений, восприятия, речевой продукции. Здесь же могут быть пространственные трудности, спутанные представления о правом и левом. Нарушаются и другие функции, в которых задействована речь, в т.ч. вербальное кодирование, необходимое для упорядочивания информации.

Дискалькулия – специфическое нарушение выполнений арифметических операций, отражающееся в перевороте знаков, перестановке цифр, нарушении памяти на цифры, трудности в оперировании ими и т.д. В основе этого нарушения может лежать как сенсомоторные функции, так и лингвистические.

Диспраксия – расстройство целенаправленных действий, нарушение может происходить как на уровне замысла, так и на уровне моторной реализации.

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)– включает в себя такие нарушения поведения как двигательную расторможенность, импульсивность, расстройства внимания, недостаточность координации и мелкой моторики. Нарушения внимания проявляются в трудностях концентрации и легкой отвлекаемости. Ребенок ведет себя как более младший по возрасту, действия предварительно не обдумываются, поступки часто опережают намерения, планирование дается тяжело.

Записаться на консультацию к нейропсихологу.