Яндекс.Метрика

система

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА общественное сознание М А К Р О С Р Е Д А М А К Р О С Р Е Д А общественное бытие объект(ы) эффект(ивность) коммуникатор(ы) реципиент(ы) сообщение(я) сообщение(я) реципиент(ы) коммуникатор(ы))эффект(ивность) объект(ы) ЛСЛ
Рис. 1. Социально-психологическая модель коммуникации (по В. Е. Семенову): Л – личность; С – содержание 9
Обозначим методы, позволяющие решить каждую из на-званных задач.
Таблица 1
Предметы и методы социально-психологического
исследования массовой коммуникации
Предмет исследования
Методы социально-психологического исследования
Особенности коммуникаторов
Контент-анализ, наблюдение
Объекты сообщения
Контент-анализ
Сообщения
Контент-анализ
Средства коммуникации
Контент-анализ, опрос, фокус-группа, метод семантического дифференциала, социаль-но-психологический эксперимент, наблюде-ние, моделирование
Особенности реципиентов
Контент-анализ, опрос, фокус-группа, мето-дика семантического дифференциала, про-ективные методики, социально-психологический эксперимент, наблюдение
Эффекты коммуникативного воздействия
Контент-анализ, опрос, фокус-группа, мето-дика семантического дифференциала, со-циально-психологический эксперимент, на-блюдение, моделирование
Характеристики общественной системы
Контент-анализ, опрос, фокус-группа, моде-лирование
В данной таблице не разделяются качественные и коли-чественные методы исследования, поскольку их разграниче-ние зависит от процедуры и этапа конкретного исследования. В частности, наблюдение может использоваться как метод качественного исследования при включенности наблюдателя в изучаемую ситуацию. Процедура проведения контент-анализа включает и качественный, и количественный этапы исследования. При применении методики семантического дифференциала Ч. Осгуда используются стандартные шкалы оценки, но интерпретация результатов требует глубокого ка-чественного анализа.
В отечественной социальной психологии существуют тра-диции изучения массовой коммуникации методами наблюде-ния, опроса, контент-анализа, аппаратурно-техническими методами, с помощью методики семантического дифферен-циала. Дадим краткую характеристику данных методов.

 

социально-психологическое исследование – предыдущая | следующая – … . Содержание