Глава 3. Межполушарная асимметрия и адаптация

В 1981 г. Нобелевская премия была присуждена выдающемуся американскому исследователю Р. Сперри за изучение функциональных отличий левого и правого полушария головного мозга человека. Открытие Сперри знаменовало переворот в науке о мозге. Перевороты такого масштаба почти никогда не бывают бескровными, и в данном случае это не только метафора: все основные результаты были получены экспериментаторами в начале 60-х годов нашего века после рассечения нервных связей между правым и левым полушарием головного мозга. Эти связи образуют так называемое мозолистое тело густую массу из миллионов белых нервных волокон, соединяющих оба полушария и располагающихся между ними.

Разумеется, операция проводилась не с научными целями и не в поисках сенсаций. Врачи решили расщепить мозг больных, страдающих тяжелыми, неизлечимыми формами эпилепсии. Предварительные эксперименты на животных показали, что после такого расщепления электрические импульсы, возникающие в эпилептическом очаге одного полушария и вызывающие судороги в мышцах туловища и конечностей, не передаются в другое полушарие, и благодаря этому судороги не становятся генерализованными. Предполагалось, что такая операция предотвратит у людей большие судорожные припадки с выключением сознания. И она действительно принесла ожидаемые результаты, а вместе с ними привела к совершенно неожиданным открытиям.

На первый взгляд ничего существенного после операции не произошло: знакомые и родственники больных не заметили у них серьезных отклонений в поведении. Уже это само по себе было достаточно удивительным: два полушария, которые в естественных условиях постоянно взаимодействуют, оказались разделенными, а люди жили как ни в чем не бывало – ели, спали, выполняли свои обычные обязанности, беседовали друг с другом, но при тщательных психологических исследованиях все же обнаружились изменения, причем такие, которые гораздо больше удивили ученых, чем мнимая сохранность поведения. Оказалось, что разъединенные полушария обладают диаметрально противоположными функциями и ведут себя, как два качественно различных мозга. Человеческий мозг оказался состоящим как бы из двух самостоятельных и совершенно несхожих половин.

Прежде чем подробнее рассказать об этих результатах, напомним некоторые элементарные сведения из анатомии и физиологии нервной системы. Основной нервный путь, обеспечивающий произвольное управление конечностями, так называемый пирамидный путь совершает почти полный перекрест в мозгу, так что левое полушарие ответственно за движения правых конечностей, а правое – за движения левой руки и ноги. Зрительный путь совершает частичный перекрест. Нервные волокна от каждого глаза направляются и в правое и в левое полушарие, но они распределяются особым образом: если человек фиксирует взгляд на неподвижной точке, расположенной на некотором расстоянии непосредственно против переносицы, все, что находится справа от этой точки (в правом поле зрения), воспринимается только левым полушарием, а то, что расположено в левом поле зрения, – только правым. Разумеется, до тех пор, пока связи между полушариями сохранены, такая односторонность восприятия и регуляции движений не имеет существенного значения, ибо полушария постоянно обмениваются информацией. Что же произошло после пересечения мозолистого тела?

Начнем с тех результатов, которые вполне можно было предугадать. Так, не вызывало большого удивления, что человек полностью терял способность писать левой рукой, даже изображать ею отдельные буквы. Правши, к которым принадлежит большая часть человечества, и в норме обычно не умеют писать левой рукой, поскольку «центры» письма и речи находятся в левом полушарии, регулирующем движения правой руки. Это давно было известно невропатологам. Значительно большее удивление вызвало то, что испытуемые совершенно разучились рисовать правой рукой. Им не удавалось выполнить даже элементарные задания. При попытке перерисовать простую геометрическую фигуру, например квадрат, испытуемый правой рукой изображал неупорядоченное скопище углов, а левой срисовывал квадрат безо всяких затруднений. Если ему предлагали из большого числа предметов найти на ощупь один определенный, который ему предварительно показывали, он легко делал это только левой рукой, но не мог назвать правильно выбранный предмет.

Правой рукой совершить правильный выбор ему не удавалось. Правой рукой он не мог построить простейшее сооружение из кубиков, а левая рука то и дело, вопреки инструкции, порывалась помочь правой в этой деятельности. Если в левое поле зрения, т. е. правому полушарию, показывали слайды с изображением достаточно сложных ситуаций (например, бытовых сцен), субъект давал адекватную эмоциональную реакцию – смеялся в тех случаях, когда сцены были смешными, или выражал отвращение, если они были неприятными. Однако он не мог пересказать увиденного и не мог объяснить причины своей реакции. Одна испытуемая, смущенно рассмеявшаяся при демонстрации порнографической открытки, сначала совсем не могла объяснить причину своего смеха, а затем дала такое объяснение: «Приборы у Вас здесь очень странные. .. смешные». Если те же самые слайды предъявляли в правое поле зрения, т. е. левому полушарию, человек без труда перечислял изображенных на слайде людей, давал формально правильное описание увиденного, но адекватной эмоциональной реакции при этом не обнаруживал. Было заметно, что ему трудно оценить особенности взаимоотношений между персонажами наблюдаемой сцены.

Но если информация, поступающая в правое полушарие, недоступна левому, и наоборот, то каким образом человеку с рассеченным мозгом удается сохранить цельность поведения? В значительной степени это удается потому, что большая часть информации поступает к нам через зрительную систему, а каждый глаз связан с обоими полушариями. Только поля зрения проецируются в противоположные полушария, но для выявления этого обстоятельства нужны специальные условия с фиксацией взгляда. Исследователи предположили, что если создать такие условия и направлять информацию в одно полушарие, а ответной реакции ждать от другого, то человек окажется не в состоянии справиться с этой задачей. Однако мозг остроумно преодолел эти затруднения.

Типы реакций на стресс у шизофреников – предыдущая | следующая – За что отвечает каждое полушарие мозга
Поисковая активность и адаптация. Содержание