canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Звучаший предмет для ребенка. Способность дотягиваться до звучащих предметов.

Развитие моторного поведения (зву­чащий предмет)

Характерным является поведение руки. Хотя мно­гие из этих детей могут с помощью руки накормить себя и даже пользуются ложками и вилками, их руки не производят впечатления чего-то автономного. Рука обслуживает рот — она может подносить предметы ко рту, но ребенок не пользуется ею для обследования предметов и манипуляций с ними. Центром различения предметов остается рот; и предметы, как уже отмеча­лось, интересны не сами по себе, а с точки зрения сти­муляций рта» (1964).

Слепые дети 12—13 лет держат руки в обычном для них положении на уровне плеч, стереотипные движения паль­цев и кистей рук при этом никак не связаны с внешними событиями. Дотягивание и схватывание у этих детей не развито — трагическое следствие потери зрения. В рабо­тах Фрейберга и др. (1966) дан подробный анализ того, как у одного слепого ребенка развились эти движения. При исследовании этого ребенка в возрасте от 23 до 28 не­дель было установлено, что он не пытается дотянуться до предмета, который взяли у него из рук. Когда ему дали погремушку, он также не пытался тянуться за ней и даже не поворачивался в ее сторону. Во время следующего эта­па, между 27 и 36 неделями, наблюдались слабые движения рукой, когда из нее брали предмет. Движения эти, хотя и имели место, не были достаточно сориентированы. Постуки­вание погремушкой не вызывало попыток дотягивания, но голова слегка поворачивалась в нужном направлении.

В возрасте от 37 до 38 недель младенец мог тянуться за взятой у него игрушкой таким образом, что было ясно — он заметил направление движения. Он мог также находить предметы, оставленные в знакомом месте. Одни только звуковые сигналы не вызывали попыток дотянуться до предмета. Однако к концу этого периода они стали вызы­вать движение пальцев, но без дотягивания. Это, по-види­мому, означает, что ребенок уловил связь звука с чем-то, что можно схватить. Наконец, в возрасте 49 недель ре­бенок искал взятые у него предметы, а также пытался до­тянуться и схватить звучащий предмет.

Этот краткий пересказ не может дать должного пред­ставления об очень тщательной и систематической работе Фрейберга. Но при всем моем восхищении данным ис­следованием я не могу согласиться с его теоретической ин­терпретацией. Авторы считают, что становление и коорди­нация слухового восприятия и хватания продолжались так долго потому, что ребенок был слепым. По их убежде­нию, у зрячих детей они должны развиваться значительно быстрее. В настоящее время в нашем распоряжении име­ется всего лишь одно исследование аудиомануальной коор­динации у зрячих детей. В нем они не продемонстрировали явных преимуществ перед слепыми детьми, описанными Фрейбергом и его коллегами. В данном эксперименте, (Бауэр и Вишарт, 1973) дети находятся в полной темноте, не видя ни своего тела, ни того, что их окружает. Таким образом, зрячие дети оказались в том же положении, что и слепые в обычной для них тестовой ситуации. Детям на слух предъявлялся звучащий предмет (колокольчик). Их поведение было записано на видеомагнитофон с по­мощью пленки, чувствительной к инфракрасной части спектра. Оказалось, что зрячие дети старше 28 недель в темноте, как правило, не смотрят в сторону звучащего предмета и не тянутся к нему. Как и слепые дети, изучав­шиеся Фрейбергом (1968), они не делают этого до тех пор, пока не достигнут возраста 44 недель (см. рис. 6.18). Таким образом, создается впечатление, что наличие зре­ния еще не способствует установлению координационной связи между слухом и схватыванием.

 

 

 

 

 

 

Рис. 6.18. Сравнительная успешность доставания объекта, который представлен только звуковой информацией, зрячим и слепым мла­денцам.

Картина несколько меняется, если мы рассмотрим по­ведение зрячих детей в возрасте менее 28 недель. У детей в возрасте до 20 недель включительно в гораздо большой степени, чем у детей в возрасте от 20 до 40 недель, развита способность дотягиваться до звучащих предметов и схва­тывать их. На рисунке 6.19 показано изменение частоты, с которой зрячие младенцы могут схватить в темноте зву­чащий предмет. Из графика следует, что вначале число успешных попаданий довольно высоко, оно увеличивается вплоть до 16 недель, а затем круто обрывается; лишь после 28 недель оно снова начинает постепенно увеличи­ваться. Сопоставимыми источниками информация об общем развитии слепых детей могут служить по крайней мере два цикла наблюдений. Выше уже говорилось о том, как слепая девочка, казалось, «смотрела» на свои руки. Дру­гое наблюдение было сделано, когда ей было 16 недель — в этом возрасте она «смотрела» на источник звука(Фридман, 1964). Автор подчеркивает, что девочка переводила гла­за на источник звука. Это было не просто акустическое центрирование, скорее незрячие глаза поворачивались, чтобы смотреть на источник звука. Вскоре после 16 не­дель это глазодвигательное поведение исчезло. К шести месяцам девочка больше «не смотрела» на источник звука. Урвин (1973) провел еще более удивительные наблюдения за ребенком, который родился без глазных яблок. В воз­расте 16 недель этот ребенок дотягивался и схватывал зву­чащие предметы. Это поведение исчезло к шести месяцам, несмотря на значительную практику и усиленное под­крепление. К 10 месяцам оно так и не восстановилось.

 

 

Рис. 6. 19. Успешность доставания звучащего объекта в темноте.

зрительно контролируемое дотягивание – предыдущая | следующая – координированность

Психическое развитие младенца. Содержание.

Яндекс.Метрика