canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Зрительно-тактильная координация. Анализ развития зрительно-тактильных координаций.

Восприятие предметов (зрительно-тактильная координация)

Приведенные данные говорят против гипотезы, сог­ласно которой способность определять тактильные ка­чества с помощью зрения приходит лишь после продол­жительного периода научения. Самым маленьким испы­туемым в этих экспериментах было всего четыре дня. В этом случае очень маловероятно, что дети этого возраста могли познакомиться с тактильными последствиями зри­тельного приближения предмета. Даже если новорожден­ный сталкивался с такими ситуациями, не существует особых оснований считать, что должна образоваться ас­социативная связь вида предмета с ощущением прикос­новения, а не с одновременным движением воздуха. Ко­нечно, эта аргументация еще не доказывает, что зрительно-тактильная координация является врожденной — в конце концов научение возможно и после одной пробы. Но ана­лиз всего последующего развития зрительно-тактильных координации говорит против объяснения, предлагаемого теорией научения.

Обратимся к эксперименту с мнимым предметом (см. рис. 4.19). Младенцы проявляли явное беспокойство, когда дотягивались рукой до местоположения видимого пред­мета и ничего там не находили. Это беспокойство должно отражать нарушения ожидания, согласно которому видимые предметы должны быть осязаемы. Если такое ожидание было бы следствием научения, формирующегося в результате соприкосновений и манипуляций с предметами, было бы следствием научения, формирующегося в результате соприкосновений и манипуляций с предметами, т0 можно было бы предположить, что по мере развития ребенка и увеличения числа подобных контактов сила ожидания должна была бы также увеличиваться. Но ничего подобного, очевидно, не происходит.

При изучении реакций более старших детей трудно обнаружить какую-либо динамику поведения по отношению к иллюзорному предмету вплоть до возраста шесть месяцев (Пауэр, Броутон и Мор. 1970в). В течение всего того времени наблюдается примерно одна и та же степень беспокойства и повторяются безуспешные попытки схватить несуществующий предмет. Однако в возрасте около шести месяцев намечаются качественный изменения поведения. Хотя иллюзорный предмет и продолжает изумлять младенцев, их хватательные движения становятся совсем другими. Дети младшего возраста широко охватывают иллюзорный предмет ладонями и обычно спохватываются только тогда, когда их пальцы сцепляются на том месте, где он должен был бы находиться. Старшие дети прекращают хватательные движения, не сжимая пальцев. При случае у них можно наблюдать целый ряд характерных действий, чередующихся с отдельными попытками достать мнимый предмет — они подолгу рассматривают свои руки, трут ладони друг о друга, хлопают рукой по какой-нибудь поверхности. Можно было бы сказать, что они как бы пытаются проверять, не потеряли ли руки чувствительность и продолжают ли их слушаться. Если продолжить наблюдение за младенцем, то, как правило, можно увидеть различные формы исследовательского зрительно поведения. Например, ребенок может качать головой из одного крайнего положения в другое, добиваясь таким образом максимальной величины параллакса движения. Получаемый ребенком, в этой ситуации параллакс движения противоположен по направлению нормальному параллаксу (см. рис. 5.16) и выглядит в высшей степени необычно. После этого ребенок обычно прекращает попытки достать мнимый предмет. Если в его зрительном поле появляются другие предметы, то младенец сначала определяет их параллактические свойства, а за­тем протягивает руку только за теми предметами, с кото­рыми в этом отношении все обстоит нормально.

 

 

 

 

 

 

Рис. 5.16. Параллакс движения, полученныц с помощью бинокулярного мнимого объекта, в высшей степени необычен. Направление сдвига, возникающего в ответ на движения головы противоположно направлению сдвига, наблюдаемому в нормальных условиях.

По-видимому, сталкиваясь со столь необычной ситуа­цией, младенцы прежде всего проверяют свои руки, а потом уже зрительные свойства предметов. Если предмет выглядит необычно, то младенец прекращает попытки его достать. Все это резко контрастирует с поведением мла­денцев младшего возраста — последние продолжают пы­таться достать предмет, вновь и вновь испытывая не­удачу, но так и не могут установить ее причину. Дети по­старше чувствуют какую-то ненормальность в зрительно-тактильных коордипациях и сначала проверяют их так­тильные, а затем зрительные компоненты. Ответы этих младенцев вполне дифференцированы; им, похоже, из­вестно, что зрение и осязание — это различные модаль­ности. В отличие от них младенцы в возрасте до шестимесяцев воспринимают ситуацию как нерасчлененное целое. Хотя они владеют теми же двигательными навы­ками — могут рассматривать руку, вызывать параллакс движения и т, д.,— но в нужной ситуации ничего этого не делают. Можно сделать вывод, что у них еще нет диффе­ренциации зрительных качеств предметов от их тактиль­ных качеств.

прогнозирование – предыдущая | следующая – видимый источник

Психическое развитие младенца. Содержание.

 

Яндекс.Метрика