Т. фон Уекскилл (1963) приводил эти исследования в своем информативном обзоре развития психосоматической медицины. Он считает эти результаты подтверждением своей концепции о значении психосоциальной динамики для болезненного процесса. Хотя его разделение на «болезни выражения», как он обозначает конверсионную симптоматику, «болезни готовности», в основном соответствующие классической концепции эквивалентов и «функциональные синдромы», понимаемые им как смешанные формы обеих групп, в целом соответствует данным психоаналитических исследований, он настаивает на «замене психологизирующего учения об инстинктах первыми наметками будущей науки о мотивациях».
Под мотивацией, о которой он говорит, что она может «представлять собой базисный психосоматический параметр», фон Уекскилл понимает силу, делающую «субъект и объект реальностью в действии». Она является основной категорией поведения, «обращением с миром» в обозначении фон Вейцдкера (1940). В отличие от фон Вейцдкера, у фон Уекскилла это представление связано не с расширением понятия Я, используемого им скорее рестриктивно в психоаналитически ортодоксальном смысле. «Наши действия, – утверждает он, – делаются не нашим Я. Они делаются мотивами, и наше Я играет при этом роль скорее режиссера, чем исполнителя». При этом действие определяется совершенно абстрактно как «переход мотива в специфическое поведение».
Этот шаг в абстракцию позволяет фон Уекскиллу систематически выходить за рамки индивидуальной психологии раннего психоанализа. В понятии «настроения» как специфической формы познания мира он приобретает важную категорию для понимания психосоматических заболеваний. «Болезни готовности» понимаются им как следствие вызванной «настроением» психовегетативной готовности, которая не может проявиться адекватным поведением из-за отсутствия соответствующего мотива. Он подчеркивает значение группу, понимая ее как «пространство интеграции», так же выполняющее задачу интеграции на психосоциальном уровне, как «пространство интеграции» человеческого организма.
С моей точки зрения, слабость этой концепции, понимаемой фон Уекскиллом как шаг на пути к наддисциплинарной понятийной системе, заключается в том, что он не предлагает психодинамической концепции личности. В его теории отсутствует, так сказать, живое активное Я и представление о его развитии и нарушениях. Центральные понятия: настроение, мотивация, поведение – остаются абстрактными категориями, они в целом образуют теоретическую систему, которая в отдельных формулировках иногда приближается к познаниям психоаналитических исследований развития Я в группе, но в основном остается все же в сфере понятий.
Следствием является то, что фон Уекскилл создает широкий инструментарий для понятийно-конструирующего описания болезненного процесса, ничего, однако, не получая для лечения, для активных терапевтических действий. Поэтому его теория не является лечебной наукой, она остается исключительно в рамках наблюдения и построения понятий, ее цель – не живое терапевтическое взаимодействие, а наддисциплинарная понятийная система. Психоаналитические понятия, используемые им, из-за своей теоретичности геряют практический характер, который в рамках психоаналитических исследований представляет собой центральный критерий для любого понятийного построения. И все же можно сказать, что попытка фон Уекскилла на основе психоаналитических понятий «создать принципы разделения групп болезней а при этом определить место психосоматической медицины в рамках сегодняшней медицины» позволяет также определить особое теоретическое место психоаналитической психосоматики.
Я хотел бы вернуться к приведенным выше исследованиям, показавшим, что психосоматическое заболевание должно пониматься не просто как следствие общих воздействий окружающего мира, а как результат «неадекватного ответа», который пациент дает на свою жизненную ситуацию. С моей точки зрения, это не соотносится с результатами социально-медицинских исследований, проведенных в особенности Фланцем (1962), согласно которым решающим фактором патогенеза является ранняя первичная группа, в рамках которой приобретается «неадекватный ответ».
Исследование этой ситуации показывает, что неосознаваемый матерью и первичной группой запрет идентичности обусловливает структурное изменение Я, служащее основой для специфической предрасположенности к болезням. Такой запрет идентичности в раннем детстве в форме более или менее систематического отказа в элементарном жизненном праве узнать, кто ты, чувствовать себя особенным и уникальным человеком и реализовать себя, постоянно формируется в нашем обществе институционализированной производственной сферой, в известной мере представляющей из себя огромные помещения без всякой идентичности и возможностей отграничения. Общество берет здесь на себя роль автономии и чувства идентичности патогенной матери – аспект, который, с моей точки зрения, в особенности выражен в учреждениях современного медицинского обслуживания.
Поэтому обезвреживание патогенного производственного мира и укрепляющих болезнь медицинских учреждений должно, с моей точки зрения, начинаться с групповых ситуаций, а не с остающихся поверхностными реформ в смысле косметического обрамления бюрократического запрета идентичности путем улучшения строительства и более «приветливого» убранства рабочего места. Гораздо важнее исследовать групповую ситуацию на рабочем меси относительно заложенного в ней запрета идентичности и с помощью психодинамических познаний изменить ее таким образом, чтобы группа стала не местом лишенного идентичности приспособления и подчинения внешним требованиям, а местом самореализации, признающей и поддерживающей право на жизнь и идентичность. Я вместе со своими сотрудниками сделал это детально в рамках предложений по давно назревшей реформе – по улучшению психиатрического обслуживания, разъяснив, какими должны быть конкретные шаги реализации этой программы (Ammon, 1973а).
О чем здесь идет речь, явствует из поведения психосоматического больного в группе. В раннем детстве он приобрел предрасположенность к неадекватному «ответу» на стрессовые ситуации в форме структурного повреждения Я. Он несет с собой это онтогенетическое приданое, ответственное также за динамику, которая постоянно приводит его в ситуации, где он может заболеть. В основе – нарушение в группе внутренних объектов, интернализованной группе раннего детства, отграничение от которой ребенку было запрещено и от которой взрослый больной также не может отделиться. Стирлин (1971) говорил о «гироскопической функции» внутренних объектов, имея в виду гироскоп, автоматический стабилизатор сил ветра и течений, влияющих на курс судна.
У психосоматических больных функция внутренних объектов решительным образом нарушена. Мы обнаруживаем, с одной стороны, ее ригидную адаптацию к внешним системам регуляции поведения в смысле компенсаторного приспособления вовне. В этом случае внешняя группа должна внести коррективы в свои правила. С другой стороны, мы видим более или менее диффузное поведенческое отреагирование психосоматических больных в хаотических группах. Поиск вызывающей конфликт группы внутренних объектов ведется, так сказать, в реальности, чтобы таким образом изыскать возможность контроля внутренних объектов. Известен тот факт, что психосоматический больной часто приводит в движение целые группы учреждений, врачей и терапевтов, многие внешние объекты часто десятилетиями держатся в напряжении. Суть этой динамики, с моей точки зрения, заключается в том, что больной путем отщепления недифференцированного враждебного внутреннего объекта преэдипалъной матери стремится к поддержанию своей интеграции именно с помощью контролируемой формы отщепления.
Винникотт (1958, 1966) говорил в этом смысле о «scatter of responsible agents»’, упоминая о пациентах, использовавших одновременно 20-30 таких «агентур». Групподинамический генез нарциссического дефицита возвращается здесь в форме проецируемой защитной реакции. Ригидно адаптированные больные так же, как и реагирующие хаотическим поведением, чрезмерно зависимы от внешней групповой ситуации, поскольку эта внешняя группа служит им заместителем отсутствующего внутреннего стабилизатора. Поэтому больной вынужден постоянно компенсировать состояние диффузной утраты ориентировки во внутреннем и внешнем мире дорогостоящим и пожирающим энергию защитным поведением. Воспроизводится система «как бы отношений», определенная уже первичной группой и интернализованная как фасад в смысле «ложного Я» (Winnicott, 1960).
С моей точки зрения, ригидная зависимость от внешнего объекта или группы внешних объектов, переживаемая как представительство внутреннего объекта и функционирующая в качестве внешнего стабилизатора Я, которому грозит дезинтеграция, формирует психодинамический фон описанного Энгелом, Шмалем (1967) комплекса «беспомощности-безнадежности», который проявляется, по их наблюдениям в рамках 25-летних исследований, в начале каждого тяжелого заболевания. В их представлении беспомощность означает при этом утрату автономии Я, связанную с потерей жизненно важного внешнего объекта. Они обозначают как безнадежность утрату автономии Я, связанную с отчаянием больного, чувством неспособности активно изменить ситуацию. возникшую из-за потери объекта.
Этот комплекс «беспомощности-безнадежности», исследованный Энгелом и Шмалем, с моей точки зрения, примыкает к психогенетически решающей ситуации в онтогенезе предрасположенности к заболеванию. Ибо психосоматический больной уже в детстве пережил ситуацию беспомощности и безнадежности. Беспомощность и безнадежность обозначают также взаимную психодинамическую связь потери объекта и идентичности, характеризуемую приобретенным в симбиозе структурным дефицитом границ Я.
‘«разбросе ответственных агентов».
Конфликт – предыдущая | следующая – Истории болезни и процесс терапии