Бронхиальная астма (продолжение)

Аспекты самопомощи: развитие бронхиальной астмы с точки зрения позитивной психотерапии

а) Расстройства и физиология

• Значение дыхания известно еще со времен сотворения мира. Господь, вдох­нув в сотворенного из земли человека жизнь, дал ему душу и дух. Инди­видуальная жизнь начинается со вдоха, с первого крика новорожденного младенца и заканчивается с последним выдохом, когда умирающий «вы­дыхает из себя жизнь».

• Полярность жизни, непрерывная смена напряжения и расслабления, на­ступление и движение, становление и завершение, отдача и прием — все это в процессе дыхания можно увидеть яснее, чем в любой другой функции человеческого организма.

Мы видим это непосредственно, в ритмическом осуществлении: при актив­ном втягивании воздуха как напряжение и при чаще пассивном выпускании его как расслабление.

• Процесс дыхания происходит автоматически под влиянием разнонаправ­ленных импульсов автономной или вегетативной нервной системы само­произвольно. Дыхание может также осуществляться произвольно, под влиянием сознания. Глубина, частота и тип дыхания могут регулировать­ся сознательно: мы можем, если захотим, дышать быстрее или медленнее, глубже или поверхностнее. Мы можем также, на некоторое время задер­живать дыхание и по желанию дышать грудью или животом.

• И наконец, на дыхание бессознательно оказывают влияние наши эмоции. Любые движения души, более или менее заметно отражаются на дыхании. «Дыхание перехватывает» от ужаса, «легко дышится» при душевном воз­буждении, при помощи вздохов, криков и стонов и т.д., «добывают себе воз­дух». Если нарушены отношения с окружающими, то говорят о «плохой атмосфере», о «тяжелом» или «раскаленном» воздухе, которые затрудня­ют нам дыхание и жизнь (рис.15).

• Загрязнение воздуха, прежде всего в крупных городах — это важный фак­тор риска.

б)  Актуальный конфликт: четыре формы переработки конфликта — психосоциальная ситуация перенапряжения

Приступ удушья сопровождается сильнейшим страхом. Хотя содержаще­гося кислорода в воздухе достаточно (приступ астмы может произойти и на ули­це, на свежем воздухе), больному его не хватает. Страх задохнуться, умереть, охватывает все существо человека. И этот страх, в свою очередь, усиливает спас­тическую реакцию. По содержанию речь часто идет о требованиях пунктуально­сти и стремлении быть во всем справедливым (пунктуальность, справедливость), т.е. о концепциях, которые через ЦНС оказывают воздействие на дыхательный центр.

в)  Базовый конфликт: четыре модели для подражания — усло­вия раннего развития

В психотерапевтической практике постоянно убеждаешься, что люди с синд­ромом нервной гипервентиляции часто происходят из семей, где очень высоко це­нились достижения: «Соберись», «Постарайся», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Одновременно с этим поощрялись сдержанность, скромность и самооб­ладание, как необходимые личностные качества: «Возьми себя в руки», «Что по­думают люди?» (учтивость, контакты). При более близком рассмотрении ока­зывается, что приступ астмы провоцируется одновременным предъявлением боль­ному слишком многих требований (достижения) и при столкновении с неспра­ведливостью. Так как вследствие подавления агрессии он не может открыто кон- фронтировать с окружением, не может аргументированно изъясниться или выру­гаться, а сдерживается (конфликт вежливость — прямота), он особенно следит за мнимыми или действительными реакциями своего окружения. После приступа астмы многие больные испуганно оглядываются по сторонам, не заметили ли «люди» что-нибудь. Это усиливает их страх. Через ЦНС происходит усиление спазма и тем самым усугубление circulus uitiosus.

г) Актуальные и базовые концепции: внутренняя динамика конфликта

Взаимосвязь между эмоциональным состоянием и дыханием известна каж­дому из нас. От ужаса может «перехватить дыхание» или «дух захватывает». Ка­кое-нибудь событие может «нагнетать тяжелую атмосферу». Если кто-нибудь сер­дится, то у него возникает потребность свой гнев «выпустить на воздух». Если ис­ходить из существующей литературы по психосоматике, то астматическое заболе­вание основывается на нерешенной связи, на конфликте амбивалентности и на личностных особенностях. Пациент с нейрогенным нарушением дыхания, обла­дает особой способностью при помощи дыхания, а не слов (учтивость!) показать окружающим, что он ущемлен, чувствует себя напряженно.

Практические дополнения к аспекту самопомощи в конце этой главы.

Бронхиальная астма – предыдущая | следующая – Перегрузки как микротравмы

Психосоматика и позитивная психотерапия