В сильном симбиотическом переносе пациентка воспринимала расставание с терапевтом как экзистенциальную угрозу. Ее попытка компенсировать страх быть покинутой маниакальной защитой – танцами – привела к демонстрации конфликта в симптоме перелома ноги. Парализованная гипсовой повязкой нога символизировала также и парализованное Я пациентки, не способное сообщать другим о чувствах, связанных со сломанной ногой, о надежде на помощь и гневе на психотерапевта. Лишь когда он вернулся и смог служить ее вспомогательным Я, она начала говорить о своих чувствах, динамика которых зримо и пластично выразилась в сновидении со слоном.
Взволнованно вспоминала она, что мать любила ее и уделяла внимание лишь, так сказать, в безвольном и парализованном состоянии, когда она лежала больная в постели. Дискоординация и травмы вызывали у матери лишь раздраженную озабоченность «слишком мягкими костями» и сопровождались контролем ее движений и насмешками над неуклюжестью. В женщинах из сна она узнала также и мать, боязливо пресмыкавшуюся перед отцом, оправдывавшим свою деспотичность соматическим заболеванием. Мать цеплялась за детей, неустанное обслуживание и контроль которых должны были вознаградить ее за вынужденный выбор супруга. Всем самостоятельным шагам пациентки мать или препятствовала, или лишь терпела их без внутреннего сопереживания. Она не могла следовать за интеллектуальными потребностями дочери, к ее музыкальным интересам она относилась с полным непониманием.
В проработке сновидения о слоне высветились также и конфликтные отношения с отцом. Стало ясно, что мужскую часть группы пациентка воспринимала как своих братьев и отца, от которых она никогда не получала эмоционального участия. Брат в симбиозе с матерью, возникшем благодаря своим психосоматическим болезням, представлял для нее первого жениха, погибшего на войне, вызывая тем самым сильную ревность отца. Вскоре после расставания с матерью, с началом учебы в университете, он покончил с собой за полгода до того, как пациентка начала свою терапию. От отца пациентка также получала эмоциональное внимание лишь тогда, когда она болела, лежа в постели, и отец посещал ее и приносил ей подарки. В остальном с его стороны были лишь жесткие требования успеваемости и постоянной заботы о нем. Он был фиксирован лишь на себе самом. Отношения между родителями были эмоционально скудны. И к интеллектуальным успехам, отличной учебе, которой пациентка пыталась привлечь его внимание, он оставался безучастным, следя лишь за тем, чтобы отметки соответствовали его требованиям.
В группе пациентка смогла впервые заговорить о разочаровании, которым она реагировала на эту нарциссическую изоляцию отца от нее. Ей всегда очень хотелось поговорить с отцом о своих проблемах и планах в учебе, но здесь она чувствовала себя отвергаемой. Подарки, которые он приносил во время ее болезни, она, с одной стороны, охотно принимала, с другой же – считала недостаточными, поскольку чувствовала себя непонятой в своем стремлении к идентичности. Эту динамику она повторяла в терапевтической группе, где скрывала свою боль и потребность в помощи за защитным фасадом, но при этом бессознательно ожидала, что группа должна угадать ее тайные желания эмоционального контакта и поддержки и удовлетворять их.
Когда этого не произошло, она реагировала сначала агрессией, затем подавленностью. Лишь постепенно, с помощью расщепленного в комбинированной терапии переноса, пациентка смогла найти доступ к здоровым и конструктивным зонам своего Я. Она почувствовала облегчение, когда в ответ на ее попытки вновь заняться игрой на флейте терапевт вместо того, чтобы критиковать ее за то, что она отвлекается от занятий в университете, приветствовал это как важный шаг в построении разумной сферы собственных интересов. Когда она узнала, что терапевтическая группа также участливо приветствовала эту попытку, постепенно развилась эмоциональная основа, позволившая ей вербализовать в группе свои разочарование и агрессию. Параллельно наметилось снижение психосоматической симптоматики, и она вновь смогла взяться за учебу.
Ситуация, однако, вновь осложнилась, когда подошел срок экзамена, отложенного в связи с переломом ноги, и пришлось интенсивно заниматься. Ее мучило навязчивое представление о том, что братья могут умереть, или с ними случится какая-то катастрофа, если она не сдаст экзамен. В этой связи она сообщила о сне, в котором нашла отражение тревога расставания и последовавший от этого паралич функций Я. Ей снилось, что она лежит в постели, и врач советует ей не двигаться, потому что она может заразиться трупным ядом, исходящим из соседних постелей.
В этом сне еще раз проявился неосознанный запрет идентичности, делавший невозможным расставание с интернализованной группой. В своих ассоциациях она вспоминала брата, который после расставания с матерью покончил с собой, и с которым она себя отождествляла. Ее сон проявил также и то, что эта идентификация – соприкосновение с трупным ядом – стала проблемой, хотя в выяснении отношений с отравляющей семьей, которой стала для нее группа, и в особенности в проработке архаической деструктивной агрессии она получала постоянную поддержку терапевта.
История пациентки Анны иллюстрирует тесную связь психодинамики «пресуицидного синдрома» и вызываемого им стойкого «жизненного уродства» (Ringel, 1953, 1969; Ammon, 1973h) с динамикой психосоматического расстройства. При этом отчетливо выступает защитный характер психосоматического симптоматического поведения. Суицидные тенденции пациентки усиливаются в момент обсуждения симптоматического характера нарушений. Она воспринимает предпринимаемые группой аналитические попытки выяснения неосознаваемого значения своих симптомов как экзистенциальную угрозу и отвечает бегством в параноически-психотическую реакцию.
Благодаря сдвоенной конфронтации с матерью и расщеплению архаико-симбиотического переноса в рамках комбинированной терапии пациентке постепенно удается научиться различать ситуации в терапевтической группе от таковых в первичной семейной, а также принимать и использовать их. В ходе этого кратко описанного терапевтического процесса она постепенно смогла узнать, что ее суицидальность, психосоматическая симптоматика и параноически-психотическая реакция служат защите от интернализованного запрета идентичности, проявляющегося как в поведении матери при обоих ее визитах, так и в письме бабушки – нападении на терапию.
Психодинамика симптоматического поведения – предыдущая | следующая – Вялотекущее саморазрушение