Яндекс.Метрика

Обстипация (продолжение)

Аспекты самопомощи: развитие запоров с точки зрения пози­тивной психотерапии

а) Жалобы и физиология

Движение кишечника автономно управляется нервными сплетениями в стен­ках толстой кишки. Однако, мозг и психика также оказывают свое влияние через вегетативную нервную систему на кишечную моторику. Как бы иначе можно было «уловить» опорожнение кишечника? Симпатика и парасимпатика, являющиеся составными частями вегетативной нервной системы, в зависимости от преоблада­ющего действия той или другой, определяют усиление (парасимпатика) или затруднение (симпатика) деятельности кишечника.

б) Актуальный конфликт: четыре формы переработки конфлик­та — психосоциальная ситуация перенапряжения.

То, что именно женщины жалуются на запоры, может быть обусловлено вос­питанием, при котором генитальная и анальная области (обе у женщины находят­ся в анатомической близости) считаются «стыдными» и неэстетичными и «вытес­няются» (лат. stipare — тормозить; obstipare – вытеснять), вследствие чего женщи­ны становятся «замкнутыми» и постоянно следят за чистотой и эстетикой.

В расписании дня работающего человека часто не предусмотрено времени и соответствующего помещения для опорожнения кишечника. Кого удивит, что многие люди в многолетнем «тренинге» научились подавлять физиологические потребности, в результате чего при определенных обстоятельствах в кишке начи­нают образовываться деформации каловые резервуары для скопления кала, кото­рые затем «когда Вы хотите, уже больше не могут».

Среди страдающих запорами мы встречаем многих, кто живет очень «замк­нуто», отвергая общительность, почти избегая контактов с людьми. Вместе с тем эти люди все же не становятся счастливыми. Они страдают от своей зажатости и одновременно мечтают об открытости, о совместном пребывании с другими людь­ми. В восточных культурах страдающие обстипацией отличаются избыточными контактами и недостаточными диетическими мероприятиями и расслаблением.

Чтобы обуздать устрашающую, динамичную силу фантазии, эти люди исполь­зуют преимущественно свой рассудок. Они полагаются на поведение с доминиро­ванием вторичных способностей, что сравнимо с корсетом, который помогает им удерживать опасное воображение и защитить себя от неконтролируемых чувств и телесных выпадов. Строгое следование усвоенным концепциям, базирующимся на лояльности к семейным традициям, с одной стороны, означает надежность, но с другой — может привести в тупик, как это происходит при запоре.

в) Базовый конфликт: четыре модели для подражания — усло­вия раннего развития

Симптоматика страдающего запором становится понятной, если оглянуться на укоренившиеся в родительском доме взгляды, которые уже в раннем детстве провозглашали «суженные рамки» жизни. Будучи еще маленьким ребенком, больной учился контролировать свой кишечник и его опорожнение и старался соответ­ствовать при этом общественным нормам. Он приобретал при этом убеждение, что удерживание дефекации было возможностью продемонстрировать свои сопротив­ляемость и упрямство и добиться власти. Процесс выделения приобретал психо­логическое значение, становился аффективно значимым.

Страдающему обстипацией в детстве родители очень часто предъявляли стро­гие требования: он должен был с чем-то расставаться, делиться, экономить. Ребе­нок уже очень рано переживал, что собственные потребности следует «сдерживать» ради потребностей других, что вообще всегда следует «сдерживаться» (вежливость). Права на личное, неделимое обладание у него не было. Он научился делить, счи­тать; он не познал полноту и щедрость, а лишь ограниченность, узость, даже мелоч­ность. За этим стояли концепции вроде: «В ограничении проявляется величие», «Доверяй, но проверяй!», «Сдерживайся!» Что касается воспитания навыка чис­топлотности, то оно началось очень рано и было очень строгим. Так как обычно за соблюдением этих правил следила мать, то ребенок нередко воспринимал отноше­ния с ней как напряженные, даже как борьбу за власть. Он ощущал себя, анало­гично кишечнику, «выворачиваемым», напряженным и реагировал на это неред­ко «замыкаясь». Ведь тем самым он мог особенно угодить стремящейся к чистоте, порядку, пунктуальности и вежливости матери.

Времени и терпения как по отношению к ребенку, так и друг к другу родите­ли, как правило, не находили. И все же они воспринимались и принимались ре­бенком как образец для подражания, что вело к разделению всех тех очень суро­вых, непоколебимых, «закаменелых» концепций. Развод родителей в таких семь­ях встречался нечасто, и поэтому родители жили под девизом, что лучше при про­блемах «скрепиться», «сдержаться», чем «разойтись» и «пустить все на самотек».

г) Актуальные и базовые концепции: внутренняя динамика конфликта

Так же ограничительно, как больной научился этому в детстве, он обращает­ся со своим телом, с тем, что оно само продуцирует и чему тем не менее он не может никак дать следовать естественным путем. Он со страхом и недоверчиво контроли­рует себя и сдерживается, «удерживает при себе». Он «закрывается изнутри», за­крываясь в скорлупу; он «замкнут», «зажат»; он не может больше сдвинуться «ни вперед, ни назад».

Обстипация – предыдущая | следующая – Совестливость

Психосоматика и позитивная психотерапия