canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Заикание у подростков. Виды заикания.

Заикание и энурез в подростковом возрасте и их отношение к неврозам

В советской психиатрии детского возраста традиционно при­нято выделять особую группу «системных» или «моносимптома­тических» неврозов [Сухарева Г. Е., 1959; Ковалев В. В., 1979]. Некоторые из этих расстройств в подростковом возрасте исчезают. Заикание и энурез могут сохраняться у подростков и гораздо реже у взрослых. Однако в этих случаях карти­на и течение данных расстройств позволяют в большинстве слу­чаев усомниться в их невротическом генезе. Невротической оказы­вается лишь личностная реакция подростка на собственный недо­статок.

Заикание. Возникает обычно в детстве — чаще всего в воз­расте 4—7 лет, т. е. в период интенсивного развития речевой активности. В детском возрасте принято различать невроти­ческое и неврозоподобное заикание [Ковалев В, В., 1979].

Невротическое заикание начинается чаще всего вне­запно, после сильного испуга. Преобладает тоническая судорога речевых мышц. Ухудшение наступает под действием психоген­ных факторов (испуг, разлука с родителями и т. п.). Дети рано начинают стесняться своего недостатка.

Неврозоподобное заикание развивается обычно постепенно, часто без предшествующих психических травм. Более выражена клоническая судорога речевых мышц. Ухудшение наступает под действием, соматических факторов (инфекционные заболевания и т. п.). В неврологическом статусе могут быть обнаружены симптомы нерезко выраженного диффузного резидуального органического поражения головного мозга. Дети обычно не стесняются своего недостатка, игнорируют его, наоборот любят болтать.

В подростковом возрасте заикание у многих сглаживается, а при правильном лечении с детства может полностью проходить. Однако у части подростков наблюдается рецидив или усиление заикания в возрасте 15—17 лет [Тяпугин Н. П., 1966 — цит. по В. В, Ковалеву, 1979], но, главное, резко проявляется личностная реакция на свой речевой дефект. Подростки становятся стеснительными, избегают сверстников, контакта с незнакомыми людьми, отказываются от устных выступлений и т. п. Может развиться логофобия — страх устной речи. Между личностной реакцией и самим заиканием развивается нечто подобное порочному кругу — одно усиливает другое.

Подобную личностную реакцию нередко расценивают как невротическую, подчеркивая астеничность, сенситивность, «псевдошизоидность» и т. п. Однако за пределами деятель­ности, связанной с устной речью, никакой астении не об­наруживается. «Сенситивность» заикающихся подростков также избирательна, и этим они отличаются от подростков с сенситив­ной акцентуацией характера. Они, например, охотно поют перед публикой, выступают в спортивных соревнованиях и т. п. «Шизоидность» целиком состоит в избегании контактов с не­которыми сверстниками и малознакомыми людьми. Психологи­ческие исследования с помощью проективных тестов выявили несвойственную сенситивной акцентуации зкстрапунитивность, т. е. скрытые агрессивные тенденции в отношении окружающих [Шкловский В. М., Ильдеринская В. И., 1972J.

Разделение заикания на невротическое и неврозоподобное в подростковом возрасте провести трудно. Особенности самого заикания проявляются уже не столь отчетливо. Яркая личностная реакция на свой дефект и психогенное ухудшение заикания может наблюдаться во всех случаях. Неврологическая симптома­тика к этому возрасту может компенсироваться. Наконец, подобное разделение утрачивает актуальность и потому, что логопедическая помощь строится на основании своих подходов к классификациям речевых дефектов.

Патогенез заикания, с нашей точки зрения, позволяет усомниться в том, что это своеобразное страдание вообще следует относить к неврозам (так называемый логоневроз). Вряд ли заикание подпадает под определение невроза как «нерационально и непродуктивно разрешимое личностью противо­речие между нею и значимыми для нее сторонами действи­тельности» [Мясшцев В. Н„ 1960]. При заикании, как правило, не удается выявить присущую неврозам психологически понятную связь между нарушениями речи, особенностями личности и психотравмирующей ситуацией. Подобные невротические формы заика­ния встречаются относительно редко. Невротической скорее может быть реакция личности на существующий дефект.

Само же заикание представляется одной их форм функциональ­ного дизонтогенеза, т. е. срывом формирующегося в онтогенезе навыка. Как известно, концепция «психического дизонтогенеза» привлекается для понимания многих нарушений у детей и под­ростков [Ковалев В. В., 1979, 1981; Вроно М. Ш., 1979]. Функциональная неполноценность речедвигательной системы при заикании установлена специальными нейропсихологическими исследованиями [Шкловский В. М., Репнин В. Я., 1972], но эта неполноценность, видимо, играет роль предрасполагающего фактора.

Психические травмы скорее становятся факторами провоци­рующими (например, испуг) или преципитирующими (например, неблагоприятная семейная ситуация). В ряде случаев патогенной оказывается перегрузка речевого аппарата или свойственная детям реакция имитации и др.

Прогноз при заикании у подростков относительно благо­приятен. По данным Ю. А, Флоренской (цит. по В. В. Ковалеву, 1979), при повзрослении у 90 % заикание резко уменьшается или исчезает вовсе.

Лечение заикания должно осуществляться специально подготовленными специалистами и представлять собой единый комплекс логопедических и психотерапевтических методов.

истерический невроз – предыдущая | следующая – энурез

Подростковая психиатрия. Содержание.

 

Яндекс.Метрика