canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Юношеская дружба полифункциональна. Психологическая ценность юношеской дружбы.

VI. 2. Юношеская дружба

Рост избирательности дружеских отношений сопровождается ростом их устойчивости. С одной стороны, это объясняется об­щим повышением с возрастом стабильности интересов и пред­почтений. Когда детям разных возрастов, с I по X класс, предлагали через определенные интервалы времени назвать трех своих ближайших друзей, любимые цвета, учебные предме­ты, животных и т. д., то, по данным А. В. Мудрика, старшие обнаружили во всех выборах больше устойчивости, чем млад­шие. С другой стороны, с развитием интеллекта повышается способность ребенка интегрировать противоречивую информа­цию, отодвигая частности на задний план. В сфере межличност­ных отношений это выражается в росте терпимости: ссора, кото­рая у младших подростков означала бы конец дружбы, в юности воспринимается как частность, которой можно пренебречь ради сохранения более глубокой общности.

Но самый важный сдвиг в психологии дружбы переходного периода — рост ее глубины, психологической интимности.

Чтобы выяснить критерии юношеской дружбы, старшекласс­никам предлагали дописать несколько неоконченных предложе­ний типа: «Друг — это тот, кто…»; «С другом я часто…»; «Друг и приятель не совсем одно и то же, так как…». При этом выяви­лись два главных критерия дружбы: указания на взаимопо­мощь и верность; указания на психологическую близость (отве­ты типа: «…кто меня понимает»; «…кто меня любит», «…с кем можно говорить обо всем» и т. п.). Хотя ответы первого типа встречаются чаще, особенно у юношей, с возрастом потреб­ность в психологической близости увеличивается, достигая своего апогея у 18—19-летних. У девушек эта потребность во всех воз­растах выражена значительно сильнее, чем у юношей, а у го­родских школьников — сильнее, чем у сельских.

Юношеская дружба по своей природе полифункциональна, этим в первую очередь объясняется многообразие ее форм: от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедности и самораскрытия. Но в отличие от групповых отно­шений, в основе которых обычно лежит какая-то совместная дея­тельность, дружба является прежде всего эмоциональной при­вязанностью. Реальная или подразумеваемая личностная близость для нее важнее, чем общность предметных интересов, хотя обычно эти моменты в какой-то степени совмещаются.

Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она есть одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого человека. Очень интересно поэтому, какой тип alter ego (второго «я») выбирают старшеклассники. Юноши и девушки 15—16 лет тянутся к старшим, жадно вслушиваются в их слова и всматриваются в их поведение. Дружба со взрослым для них дорога и желанна. Потребность в эмоциональном контакте со старшим иногда принимает форму страстного увлечения, когда во взрослом видят живое воплощение идеала. Добролюбов в 16 лет писал о своем преподавателе И. М. Сладкопевцеве: «Я никогда не поверял ему сердечных тайн, не имел даже надлежащей свободы в разговоре с ним, но при всем том одна мысль — быть с ним, говорить с ним — делала меня счастливым, и после свидания с ним, и особенно после вечера, проведенного с ним наедине, я долго-долго наслаждался воспоминанием и долго был под влиянием обаятельного голоса и обращения… Как собака, я был привязан к нему, и для него я готов был сделать все, не рассуждая о последствиях» [1].

Но потребность в дружбе со сверстником еще сильнее. Отве­чая на вопрос: «Человека какого возраста вы предпочли бы иметь своим ближайшим другом — старше себя, своего возра­ста или младше?»— юноши всех возрастов отдают решительное предпочтение сверстнику (75—85 процентов всех ответов), ре­же— старшему (от 11—12 до 18—19 процентов) и совсем ред­ко (от 1 до 4 процентов) — младшему. У девушек па gервом месте тоже стоит ровесница, однако девушки значительно чаще, чем юноши, отдают предпочтение старшим (от 39 процентов в VII классе до 50 процентов в IX—X классах), а младших не вы­бирают вовсе. Фактически же среди друзей собственного пола как у юношей, так и у девушек преобладают сверстники (у го­родских девятиклассников — две трети, в деревне разброс не­сколько больше) либо ребята старше или младше на 1—2 года (по материалам И. С. Кона и В. А. Лосенкова).

Каков психологический смысл этих расхождений в ориентациях (аналогичную картину обнаружила у французских юношей и девушек Б. Заззо)? Возраст «идеального друга» приоткрывает некоторые, не всегда осознаваемые психологические потребнос­ти. Ориентация на ровесника говорит о стремлении к более или менее равным отношениям. Дружба с ним основывается на прин­ципе сходства и равенства: «С парнем моего возраста мне лег­че общаться»; «Ему можно все сказать, не боясь насмешек»; «С ним свободней, я могу показаться ему как есть, не стараясь выглядеть умнее». Выбор более старшего друга выражает, на­против, потребность в примере, опеке, руководстве. Здесь пре­обладают ссылки на то, что: «Старший может служить образ­цом»; «Может поделиться опытом, рассказать о том, чего я еще не знаю»; «На него можно положиться», т. е. подчеркивается мо­мент зависимости. Но почему так редко встречается ориента­ция на младшего? Потребность в общении с младшими, жела­ние быть вожаком у них, делиться опытом, опекать отнюдь не редкость в юношеском возрасте. Общение с младшими, позво­ляя юноше проявить положительные качества и почувствовать себя взрослым и значительным, благотворно влияет на его само­уважение.
________________________________________________________________________________

[1] Добролюбов Н. А. Дневники. — Собр. соч. в 9-ти. М.—Л., Гослит­издат, 1964, т. 8, с. 441.

эмоциональная привязанность – предыдущая | следующая – настоящая дружба

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога в Москве.

Яндекс.Метрика