Рассмотрение значения слова как совокупности продуктов ряда актов глубинной предикации согласуется с высказываниями об аналогии между семантическим строением отдельного слова и целого предложения [Вейнрейх 1981, 90; Степанов 1981, 10; Clark, Clark 1977, 414], с трактовкой понятия как итога, результата целостной совокупности суждений и с признанием диалектики перехода суждения и понятия друг в друга [Кондаков 1971, 393; Копнин 1973, 171; Костюк 1965, 903; Степанов 1975,, И; Уемов 1961, 9]. Диалектика такого перехода, в частности перехода от потенциальной предикации к реальной, объясняет, почему фактически не бывает так называемого «изолированного слова»: любое опознаваемое (идентифицируемое) индивидом слово немедленно включается в контекст некоторого акта глубинной предикации, отражающего предшествующий опыт оперирования этим словом в процессах речемыслительной и коммуникативной деятельности (об относительности понятия контекста см. также: [Сахарный 1976]). Однако значение слова не сводится к понятию, это отражено и в излагаемой гипотезе, согласно которой осознанное или протекающее на подсознательном уровне сопоставление с продуктами предшествующего опыта индивида, охватывает все многообразие увязываемых со словом чувственных впечатлений. Отсюда становится понятным явление глубинной синонимии смыслов: различные по своему характеру и вовсе не синонимичные с точки зрения строгого лингвистического анализа единицы могут вызывать актуализацию одинаковых чувственных элементов и поэтому субъективно переживаются как равнозначные (о специфике феномена субъективной идентичности и о его роли в процессах и механизмах мышления см. [Maier 1945], ср. с трактовкой «значимого переживания» в работе [Бассин 1973, 22—23].
Что же касается феномена одновременного учета говорящим или слушающим человеком определенного комплекса закрепленной за словом энциклопедической и языковой информации, преломляемой через эмоциональный опыт индивида и через принятую в соответствующем социуме систему норм и оценок, то он может получить объяснение с позиций следующих в значительной мере согласующихся друг с другом подходов.
Прежде всего представляется полезным опираться на сформулированный В. Н. Пушкиным [1971] принцип двойной регуляции познания объективной действительности. Суть этого принципа, выполняющего, по мнению автора, весьма важную биологическую роль на разных уровнях развития живых существ, состоит в том, что наряду с вычленением некоторого объекта, который становится центром внимания, одновременна продолжают отражаться и признаки предметов, составляющие фон.
Можно полагать, что взаимодействие признаков, на которых фокусируется внимание, и признаков, составляющих фон отражаемого, основывается на принципе сочетания осознаваемой и неосознаваемой психической деятельности, что составляет суть второго из используемых нами подходов к объяснению рассматриваемого феномена. То, на чем фокусируется внимание, попадает в «окно сознания», оно объективируется посредством слова, в то время как составляющие фон связи учитываются на подсознательном уровне и могут в случае необходимости быть объективированными через перенесение фокуса или изменение «угла зрения».
В качестве третьего подхода к объяснению феномена одновременного учета комплекса увязываемых со словом знаний можно использовать голографическую гипотезу хранения и считывания информации. Уточним, что голограмма характеризуется следующими основными свойствами: 1) получаемое с помощью голограммы изображение трехмерно, и его можно наблюдать с разных сторон; 2) любая часть голограммы позволяет воспроизвести практически всю картину; 3) на одну и ту же голограмму можно записать несколько изображений, а затем воспроизводить их по отдельности [Кольер и др. 1973]. На возможность использования голографической гипотезы в применении к деятельности указал К. Прибрам [1974, 1975]. С позиций нейронной голографии, «высвечивание» отдельных аспектов увязываемой со словом информации не исключает, а неизбежно предполагает в разной степени четкое «всплывание» релевантных знаний о структуре и об отдельных свойствах объектов окружающего человека мира, равно как и о чисто языковых параметрах используемого или воспринимаемого слова, о его типовых контекстах и об эмоциональных состояниях, связанных с этим словом или с обозначаемым им объектом в прошлом опыте индивида. Более или менее полное восстановление лежащей за словом разнородной информации производится слушающим в случаях формирования неточных или ошибочных гипотез о последующем контексте или о замысле воспринимаемого сообщения в целом. В условиях же производства речи адекватность выбранного слова замыслу высказывания обеспечивается именно подсознательным учетом значительной части той информации о слове и об обозначаемом им объекте, которая остается «за кадром».
Успешность оперирования в речемыслительной деятельности многообразием энциклопедических и языковых знаний, содержащихся в информационном тезаурусе человека, несомненно, обеспечивается определенной упорядоченностью хранимых единиц. Поиски принципов этой упорядоченности идут по ряду направлений. В этой связи можно указать на интенсивно ведущуюся в последние годы работу по созданию идеографических словарей, выявлению принципов организации лексикона человека, исследованию и моделированию психических процессов. Поскольку детальные обзоры публикаций в рамках первого и второго направлений даются соответственно в работах Ю. Н. Караулова [1976, 1981] и А. А. Залевской[19782], ниже мы остановимся лишь на гипотезах, популярных ныне в русле третьего из названных направлений, учитывая при этом, что задача моделирования психических процессов требует выяснения того, что такое язык и интеллект и как люди общаются друг с другом, а это ведет к попыткам построения теории понимания и использования языка человеком [Виноград 1976, 12; Шенк 1980, 7, 10; Звегинцев 1981, 31—32; Найссер 1981, 27—28].
Начиная обзор с сетевых моделей организации знаний, следует прежде всего отметить, что общая идея сети, фигурировавшая еще в работах [Cofer, Foley 1942; Deese 1965], теперь по-разному реализуется отдельными исследователями в зависимости от того, как трактуется специфика увязываемых сетью единиц.
Так, первая из машинных программ, имитировавших понимание естественного языка [Quillian 1969; Collins, Quillian 1969], дает картину обширной иерархически построенной ассоциативной сети, в которой понятия двух типов (элементы и свойства) связаны друг с другом направленными стрелками (ассоциациями).
В отличие от этого, по мнению Андерсона и Бауэра [Anderson, Bower 1973], слова могут взаимоассоциироваться лишь при условии, что соответствующие им понятия входят в закодированные в памяти пропозиции. С этой точки зрения долговременная память человека представляет собой огромную сеть взаи- мопересекающихся пропозициональных деревьев, каждое из которых включает некоторый набор узлов памяти с помеченными связями. В более поздней работе Андерсона [Anderson 1976] указывается, что каждый узел пропозициональной сети репрезентирует понятие (концепт). С таким узлом соединены все связанные с концептом сведения, что придает пропозициональной сети свойство, которое Андерсон называет индексированием через понятие: если мы сможем установить место понятия в системе памяти, то там же мы найдем и все известные нам в этой связи сведения (факты).
Акты осознавания – предыдущая | следующая – Фрейм-подход