Яндекс.Метрика

Концептуальные подходы к разрешению споров о воспитании детей раздельно проживающими родителями (продолжение)

В то же время выявляется определенный процент семей, в которых посредничество неэффективно, и родители не могут прийти к соглашению из-за крайне высокой интенсивности конфликта. В 1998 г. был опубликован доклад специального объединенного комитета по опеке над детьми Канады, в кото­ром, в частности, отмечалось: «К сожалению, большое количе­ство разводящихся родителей оказываются запертыми в своей битве…, эти ситуации представляют угрозу для детей, которые мечутся между воюющими родителями, боясь говорить правду … если один или оба родителя идут на конфликт, то становится невозможным решить вопрос о воспитании и месте прожива­ния ребенка без вмешательства суда и специалистов в области психического здоровья».

Многие специалисты подчеркивали необходимость соче­тания медиации с психотерапевтическим вмешательством при работе с высококонфликтными семьями (Johnston, 1988, 1994; Mathis, 1998; Spillane-Grieco, 2000). Дж.Р. Джонстон, одна из ведущих экспертов в области высококонфликтных разводов, указывала, что в ходе терапевтической медиации специалист должен подвести родителей к способности оценивать ситуа­цию более рационально, фокусируясь на нуждах детей. Для этого родители, с одной стороны, должны осознать свои соб­ственные внутренние конфликты. С другой стороны, должны получить информацию о негативном влиянии на детей спора между родителями и о том, как можно защитить детей от по­добного негативного влияния. Важнейшей задачей для специ­алиста при работе с высококонфликтными семьями является понимание того, почему родители оказались «запертыми в хроническом конфликте». С точки зрения автора, неспособ­ность супругов решить проблемы в диалоге — это симптом сопротивления семьи изменениям: «Родители не способны ис­пользовать расторжение брака для решения имеющихся в них или между ними проблем и застывают в тупике. В результате спор об опеке становится новой формой их взаимоотноше­ний» (Johnston, 1994, с. 7).

Австрийским психоаналитиком Г. Фигдором была создана психоаналитически-педагогическая консультация для разве­денных родителей. Давая в своих работах подробный психоа­налитический анализ основных конфликтов разведенных ро­дителей, он считал целью консультирования осознание роди­телями истинных мотивов своего поведения с возможностью в последующем смягчения неэффективных механизмов защит и модификации своего поведения. В то же время, согласно ре­зультатам Дж.Р. Джонстон (Johnston, 1994), даже такое «психо­терапевтическое» посредничество оказывалось эффективным лишь в 26% от всех высококонфликтных семей.

В зарубежной практике в тех случаях, когда родители не могут прийти к соглашению о порядке участия каждого из них в воспитании ребенка (по данным С.П. Хермана (Herman, 1972) — в 10% случаев), вопрос об опеке над ребенком решает­ся в суде. В США при принятии решения об опеке над ребен­ком существуют два ведущих фактора, которые учитывает суд при вынесении решения: предпочтения ребенка и рекоменда­ции экспертов, которыми выступают психиатры и психологи (Kunin, Ebbesen and Konecni, 1992). Решение суда в 85% случаев соответствует рекомендациям экспертов (Ash, Guyer, 1986).

Многими профессиональными организациями США опу­бликованы стандарты проведения экспертиз по вопросам об опеке над ребенком (The American Psychiatric Association, 1988; the American Psychological Association, 1994; the Association of Family and Conciliation Courts, 1994). Существует большое коли­чество руководств, разъясняющих цели, задачи, вопросы орга­низации и проведения подобных экспертиз (Practice Parameters for Child Custody Evaluation, 1997; Ackerman, 2006).

Ведущей целью эксперта является установление «наилуч­ших интересов ребенка». С точки зрения большинства судов, понятие «наилучшие интересы ребенка» рассматривается с двух точек зрения: с точки зрения детско-родительских взаимоотно­шений и с точки зрения качества воспитательных планов каж­дого из родителей. Оценка степени привязанности между роди- телями и ребенком является центральным вопросом экспертизы (.Rutter, 1995; Ackerman, 2006; Herman, 1997). Отдельным вопро­сом экспертизы может быть выяснение предпочтений ребенка, с кем из родителей он хотел бы жить (Schowalter, 1979; Alexander, Sichel, 1991). Суды с большим вниманием относятся к предпочте­ниям ребенка 12 лет и старше. Детям младшего возраста вопрос о предпочтениях задается редко в связи с тем, что, во-первых, мнение ребенка младшего возраста значительно больше зависит от мнения окружающих его взрослых, а во-вторых, справедли­во считается, что сам этот вопрос, заданный в ходе экспертизы, может усугубить внутренний конфликт ребенка. Как отмечает Г. Фигдор, «выбор чаще всего падает на того, перед кем ребенок испытывает больше страха или которого считает более ранимым либо более злопамятным» (2006, с. 281). Если вопрос о предпочте­ниях задается, эксперт должен определить, является ли это же­лание свободным желанием ребенка, повторяется со слов роди­теля, или на ребенка оказывалось психологическое воздействие (Yates, 1988). В тех случаях, когда ребенок враждебно настроен к одному из родителей, не видит в своих взаимоотношениях с родителем ничего позитивного и предпочитает не контактиро­вать с ним, эксперт должен оценить характер такого отвержения и сформулировать гипотезу о его природе и значении. Иногда негативные чувства к родителю вызваны и подогреваются вто­рым родителем; иногда их причина — серьезнейшие проблемы во взаимоотношениях с отвергаемым родителем (Benedek, Schet- ку, 1985; Dunne, Hedrick, 1994). В то же время некоторые авторы подчеркивают, что сам факт отвержения ребенком одного из ро­дителей является достаточным основанием для квалификации данной семейной ситуации как высококонфликтной. Если ребе­нок высказывает свои предпочтения, эксперту необходимо вы­яснить, как ребенок представляет себе свою жизнь с каждым из родителей. В тех случаях, когда ребенок еще мал и невозможно оценить его отношение к каждому из родителей, эксперт оцени­вает отношение каждого из родителей к ребенку и соответствие родительских планов потребностям развития ребенка.

решение вопросов об опеке над ребенком – предыдущая | следующая – потребности ребенка

Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание

Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.