С моей точки зрения, мы вправе понимать психосоматический болезненный процесс вообще как «вялотекущее самоубийство». Деструктивная его динамика вызвана, как я думаю, интернализованной дефицитарной ситуацией эмоционально скудной первичной группы раннего детства. Недифференцированные и разрушительные объекты, не позволившие пациентке произвести отграничение собственной идентичности, получают характер структурного нарциссического дефицита, проявляющегося в приведенном примере в нарушении базисных функций Я – зрительном восприятии и координации моторики.
«Несчастные случаи» предстают как психосоматические призывы о помощи, артикулирующие симбиотический конфликт идентичности пациентки на уровне соматического Я. На этом уровне она демонстрирует свою потребность во внешнем вспомогательном Я, которому делегируются базисные функции Я (зрение и моторика) и с помощью которого она постепенно может получить уверенность в собственных соматических функциях. Центральное значение аспекта идентичности симптоматики явствует из того, что нарушения и «несчастные случаи» усиливаются тогда, когда она должна предпринять шаги, требующие идентичности, как, например, экзаменационные ситуации. Ядро нарушений Я образует неосознаваемый конфликт между архаической потребностью в зависимости и чрезмерным страхом расставания, с одной стороны, и не менее интенсивным страхом контакта – с другой.
В нарушении базисной функции Я-моторики, манифестировавшей уже на втором году жизни пациентки в качестве нарушения координации, диагностированного как «инфекционная хорея», можно видеть расщепление соматического Я. Отреагируемому симптоматическому поведению, наряду с расщеплением, сопутствует паралич функций Я. Бессознательный конфликт усмиряется гипсовой повязкой и парализующей неработоспособностью. Сюда же, с моей точки зрения, относится суицидальность пациентки. Самоубийство можно понимать как экстремальную форму «иммобилизации Я», которая, как архаическая защитная операция, служит охране границ Я пациентки, которым в равной мере угрожают каждый контакт и каждое расставание.
В другом месте я подробно описал парадоксальную психодинамику такой защитной операции на примере пожизненной суицидальности, которая, наконец, увенчивается самоубийством (Ammon, 1973h). Психосоматическое заболевание, с моей точки зрения, также представляет собой следствие такой деструктивной защитной стратегии, в которой неосознаваемый страх перед отграничением собственной идентичности, представляющий всякое расставание с матерью как ее убийство, допускает собственную автономию лишь в форме вялотекущего саморазрушения. Проявляющееся и отражаемое в психосоматическом симптоматическом поведении расщепление Я пациентки запускает динамику, которая, с моей точки зрения, может рассматриваться как промежуточная форма между шизоидной и депрессивной защитными реакциями.
На этом я хотел бы остановиться подробнее. В депрессивной реакции поведение определяется сильным объектным голодом и навязчивым разрушением установившихся симбиотических объектных отношений. Это поведение предстает результатом патогенного симбиоза с матерью, которая бессознательно ожидает от ребенка, что он компенсирует ее собственный нарциссический дефицит и ее депрессивную пустоту. Он должен служить жизненным содержанием матери и вознаграждением за ее непрожитую жизнь. Ребенок получает внимание и любовь, пока соответствует этой бессознательной потребности матери. Его потребность в автономии и самостоятельности воспринимается депрессивогенной матерью как обида и наталкивается на ее защиту. Она реагирует упреком и вызывает в ребенке сильное чувство вины, которое в качестве интернализованной деструктивной агрессии также тормозит и разрушает всякий шаг к отграничению идентичности.
Шизофреногенная мать, напротив, прямо или косвенно запрещает и делает невозможными для ребенка внешние контакты, например, не позволяя ему чувствовать себя хорошо в отношениях с другими людьми. Она, однако, сама также не в состоянии функционировать как постоянный и надежный объект для ребенка, одновременно отвергая его в силу интернализованного страха перед контактом. Эта динамика, описанная как double bind, ведет к структурным повреждениям Я в виде нарциссического дефицита, проявляющегося в сильной бессознательной потребности зависимости при одновременном архаическом страхе контакта.
Обе формы нарушения Я, как правило, сопровождаются психосоматическими заболеваниями, причем, по моему опыту, психосоматика, связанная с депрессивной реакцией, в целом развивает скорее доброкачественную динамику, в то время как психосоматика шизоидной реакции тяготеет к более злокачественному течению. Между этими двумя полюсами существует, с моей точки зрения, целый спектр скользящих границ и смешанных состояний. Жесткие разделения неприемлемы.
Я думаю все же, что нарушение базисных функций Я, имеющееся в приведенном примере пациентки Анны, должно расцениваться как указание на выраженную шизоидную динамику. Я пациентки столь слабо и хрупко, что не может, так сказать, выполнить симптоматическую работу. Лишь когда происходит «несчастный случай», Я располагает диагностированным и описанным органическим симптомом, с помощью которого пациентка может отреагировать и интегрировать паралич своего Я в рамках соматического Я. Ее депрессивная реакция появляется, когда она чувствует, что симптом недостаточно оценен. Параноически-психотическая реакция появляется, когда она боится, что симптом у нее отнимут в ходе психоанализа.
Терапевтическая техника должна учитывать этот бессознательный конфликт идентичности. Психосоматическая симптоматика не должна прямо анализироваться, поскольку это непосредственно усиливает суицидальные тенденции пациентки. Мишенью в суицидальных фазах скорее следует сделать глубокий страх идентичности и сильное чувство вины перед преследующей матерью и первичной группой в обход психосоматической симптоматики и в партнерстве со здоровыми сферами Я. Жалобы на нарушения зрения и моторики, неловкость и неуклюжесть должны восприниматься с дружеским, но сдержанным участием; акцент прежде всего должен ставиться на поддержке того, в чем пациентка может с успехом «двигаться», например, на игре на флейте – поначалу единственной области, в которой она уверена и может почувствовать собственные способности. На основе сформированного таким образом конструктивного терапевтического союза пациентка может с помощью комбинированной терапии постепенно узнавать, что зрение и ходьба есть переживания, которые неравнозначны утрате Я и разрушению матери, но делают возможным обретение и расширение идентичности.
Защитный характер психосоматического симптоматического поведения – предыдущая | следующая – Удо: реакция на архаическую диффузность идентичности