canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Возрастная категория и социальный статус. Обозначения возрастных категорий.

I. 1. Юность и юношество в исторической перспективе (возрастные категории)

Связь возрастных категорий с социальным статусом сохра­няется и в современных языках. Старшие завидуют молодости, но умаление возрастного статуса человека, обращение к нему как к младшему («молодой человек», «парень» и т. п.) содер­жит в себе оттенок пренебрежения или снисходительности.

Таким образом, возрастные категории обозначают не просто хронологический возраст и определенную ступень индивидуаль­ного развития (созревания), но и определенный социальный ста­тус, специфическое для данного возрастного слоя общественное положение н деятельность. Здесь налицо обратная связь. С од­ной стороны, люди разного возраста (за которым стоит соот­ветствующий уровень развития) различаются по своей способ­ности выполнять те или иные социальные функции (роли). Например, сроки биологического и социального созревания детер­минируют юридический брачный возраст, гражданское совер­шеннолетие и т. д. С другой стороны, набор прав и обязанностей, характер деятельности, закрепленной за данным возраст­ным слоем, определяют реальное общественное положение пред­ставителей этого слоя, их самосознание и уровень притязании. Периодизация жизненного пути всегда включает нормативно-ценностный момент, указание на то, какие задачи должен ре­шать индивид, достигший данного возраста, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную ка­тегорию.

В древних обществах переход из одной возрастной ступени в другую оформлялся с помощью специальных обрядов, изуче­ние которых приоткрывает тайну того, как именно членился жиз­ненный путь и какое значение приписывалось каждому его эта­пу. Переход от детства к взрослости сопровождался во многих обществах особыми таинствами посвящения, «ииициациями», благодаря которым индивид не просто приобретал новый соци­альный статус, но как бы рождался заново, получая новое имя и т. д.

Образы юности в разных обществах существенно различны. Античные и средневековые авторы обычно ассоциируют юность с расцветом физической силы и воинской доблести, но одновре­менно — с необузданностью и интеллектуальной незрелостью. В тех условиях молодой человек имел мало возможностей для самоопределения, от него требовали прежде всего послушания и почтительности к старшим. В повое время, особенно со вто­рой половины XVIII в., положение изменилось. Ускорение тем­па общественного развития, ослабление влияния родительской семьи, расширение диапазона индивидуального выбора профес­сии, стиля жизни и т. д. способствовали появлению нового обра­за юности, подчеркивающего в первую очередь момент созна­тельного самоопределения. В трактате «Эмиль, или О воспита­нии» (1762) Ж. Ж. Руссо называет начало юности, которое он относит к 15 годам, «вторым рождением». В психологии XIX в. юность трактуется как период внутреннего кризиса, пробужде­ния чувств, как романтическая эпоха «бури и натиска», вопло­щение чистейшей субъективности.

К. Маркс и Ф. Энгельс уже в «Немецкой идеологии» под­вергли критике такой подход. Во-первых, указывали они, нель­зя рассматривать жизненный путь человека только как смену фаз его сознания и самосознания. Отношение человека к само­му себе и к действительности имеет материальные основы, по­этому надо вывести особенности его сознания и самосознания из практического отношения к действительности, из его жизне­деятельности, а не наоборот. Во-вторых, сама деятельность, со­держание которой преломляется в психологии соответствующего возраста, должна рассматриваться конкретно-исторически.

«Так как святой Макс не обращает внимания на физиче­скую и социальную «жизнь» индивида и вообще не говорит о «жизни», то он вполне последовательно отвлекается от историческнх эпох, от национальности, класса и т. д. или, что то же самое, он раздувает господствующее сознание ближайшего к нему класса его непосредственного окружения, возводя его в нор­мальное сознание «человеческой жизни». Чтобы подняться над этой местной ограниченностью и педантизмом школьного на­ставника, ему следовало бы только сопоставить «своего» юношу с первым попавшимся юным конторщиком, с молодым англий­ским фабричным рабочим, с молодым янки, не говоря уже о мо­лодом киргиз-кайсаке» [1].

Возрастная психология должна рассматривать развитие пси­хических процессов в связи с реальным процессом жизни и деятельности целостной личности, учитывая социально-классовые, этнические, культурные, исторические и другие условия инди­видуального развития.

Как же реализуются эти требования в современной науке?

__________________________________________________________________________________

[1]Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Соч. 2-е изд., т. 3, с. 114.

возрастная периодизация – предыдущая | следующая – этнокультурные различия

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым

Яндекс.Метрика