Возникновение соматического Я в рамках ранних отношений матери и ребенка
Ребенок в первое время жизни не воспринимает себя отдельно от матери, он не разграничивает внутренний мир и внешний, Я и не-Я. Мать воспринимается как часть собственного тела, само тело не имеет ясных границ, ребенок не в состоянии воспринимать свои функции иначе как общим и неспецифическим образом. Мать и ребенок образуют психосоматическое единство, они живут в диадном симбиозе. Задача этой диады, наряду с питанием и уходом, обеспечивающим функциональное поддержание жизни ребенка, создать постнатальный климат, в котором ребенок под защитой материнской опеки с помощью тесного эмоционального и телесного контакта с ней имеет возможность постепенного восприятия своих потребностей и соматических функций, чтобы таким образом обрести чувство и сознание собственного тела.
Спитц (1955) удачно описал эту ситуацию раннего симбиоза, как «мир первобытной пещеры». Он указывает на то, что ребенок на ранней фазе развития воспринимает себя и мать, олицетворяющую в это время для ребенка реальность вообще, в «пещерном модусе восприятия», а именно «первобытной пещерой», в которой весь чувственный опыт аккумулирует одновременно внутреннее и внешнее восприятие. Пещерный модус ощущений, в котором сливаются внешний и внутренний мир, образует мост между внешним и внутренним восприятием. Он заключен в межличностную ситуацию матери и ребенка, что Спитц описывает следующим образом: «Можно добавить, что это раннее интраоральное переживание состоит в том, что ребенок берет в себя грудь, будучи при этом закутан в руки и грудь матери. Взрослый рассматривает это как раздельные переживания. Но для ребенка оно едино и неразделимо, без различий между составляющими частями, так что каждая из этих составляющих может представлять собой целостное переживание».
Иными словами, «мир первобытной пещеры» имеет двойной аспект. С одной стороны, он образуется первобытной пещерой собственного рта, но с другой стороны, становится возможным лишь потому, что в форме материнских рук, несущих ребенка, и груди, которую он берет в себя, касается и прислоняется к ней, образуется внешняя первобытная пещера, в которой рот может функционировать как центральный орган восприятия. «Мир первобытной пещеры» образует поле чувственного опыта, при исследовании которого ребенок развивает первично заданные функции своего Я. Спитц называет их «матрицей как интроекции, так и проекции», в которой мы можем узнать первично-процессуальную форму тех функций Я, которые позже делают возможной более дифференцированную коммуникацию между внешним и внутренним миром. Ибо она, как показывает Спитц, является также местом «перехода к развитию сознательной целенаправленной активности, возникающей из пассивных желаний».
Так он понимает улыбку, которой ребенок на третьем месяце жизни реагирует на восприятие человеческого существа, на первую «сознательную реципрокную коммуникацию» (Spitz, 1969). Он утверждает: «Узнавание, акт улыбки является безусловно сознательным, направленным, интенциональным актом». Реакция улыбки показывает, что «сформировано рудиментарное Я: телесное Я, центральная организация управления». Она служит, как он предполагает, «адаптивной функции, самой ранней активностью которой является первая элементарная оценка реальности».
Спитц (1969), ссылаясь на теорию Хартмана (Hartnann. Kris, Loewenstein, 1946), выделяет прежде всего интрапсихический процесс дифференцировки психических структур Я и Оно из первоначально недифференцированной матрицы и возникающие между этими инстанциями противоречия. «Противоположностью развития рудиментарного Я является развитие Оно, – утверждает он и следующим образом определяет задачу Я. Это Я направляет отныне сброс энергии из Оно, стимулирует или тормозит, канализирует ее».
С моей точки зрения, здесь справедливо то, что было сказано при резюмировании концепции Шура: одностороннее подчеркивание функционального аспекта развития Я и выделение оценки реальности и контроля инстинктов как центральных функций Я, делающих возможной адаптацию, недостаточно для описания происходящего. При этом игнорируется аспект идентичности ступени развития Я, проявляющийся в реакции улыбки. С моей точки зрения, улыбка ребенка отражает не только происходящую оценку внешних аспектов реальности, но и выражает то, что ребенок может воспринимать в присутствии матери собственное существование, что он обладает чувством и сознанием собственной действительности и может выразить ее. Таким образом, «акт улыбки» означает, что ребенок может сформировать или интроецировать первую форму границы Я. Он воспользовался «первобытной пещерой», интернализировал внешний телесный контакт с матерью и теперь в состоянии отвечать актом сознательной, направленной, интенциональной реакции на лицо матери, в которой он узнает представителя первобытной пещеры.
Лихтенштейн (1964) детально изучил подчеркнутый мной аспект идентичности раннего развития Я в отношениях матери и ребенка в своей работе «Роль нарциссизма в возникновении и поддержании первичной идентичности». Он придерживается мнения, что мать в ситуации раннего симбиоза имеет функцию зеркального отражения на ребенка его потребностей, фантазий и действий, прежде всего на уровне не зрительного, а осязательного и обонятельного восприятия. Он утверждает: «What is dimly emerging in this mirror is at least in the beginning, not a primary love object, but the outlines of the child’s own image as reflected by the mother’s unconscious needs in regard to the child»[1]. Лихтенштейн называет этот образ ребенка, который он встречает в реакциях матери до функционального отделения Я от не-Я, «первичной идентичностью» (primary identity) ребенка. Она обозначает специфичный способ ребенка быть определенным сыном/дочерью этой определенной матери. «Первичная идентичность» в определении Лихтенштейна является чем-то иным, чем самовосприятие чувства Я, она образует скорее «рамки отношений», в которых чувство Я может возникнуть в форме «внутреннего восприятия» (Freud, 1917а).
Эти рамки отношений формируются межличностной ситуацией матери и ребенка, в которой ребенок может воспринимать себя самого существующим: «The child, while not capable of perceiving the maternal object or of possessing a sense of self or of identity, experiences its existence as reflected by the libidinal cathexis of the mother»[2] (Lichtenstein, 1964). Лихтенштейн (1961) предполагает, что это архаическое чувство существования, сообщаемое матерью ребенку уже на уровне осязательного и обонятельного контакта, имеет определенную индивидуально-типическую «конфигурацию», определяемую и поведением матери относительно ребенка.
Эту специфическую, уникальную конфигурацию «первичной идентичности», воспринимаемую ребенком в зеркале материнского обращения к себе, с моей точки зрения, следует понимать как предшественницу и образец границы телесного Я, постепенно формируемой ребенком в тесном телесном контакте с матерью. Тем самым «мир первобытной пещеры», о котором говорил Спитц, представляется не только местом развития функций Я и функционально определенных психических структур, но прежде всего местом первично- процессуального отграничения идентичности Я ребенка, в ходе которого в форме границы Я возникает рамка отношений, делающая возможным раскрытие функций Я, дифференцирование психических структур и развитие человеческой личности.
[1] «В этом зеркале, по крайней мере в самом начале, смутно возникает не первичный объект любви, а контуры собственною образа ребенка, отражающие бессознательные побуждения матери по отношению к нему».
[2] «Ребенок еще не способный к восприятию образа матери или к осознанию отождествеления с ней, воспринимав себя как отражение матери».
Соматическое чувство Я – предыдущая | следующая – Телесный контакт