Яндекс.Метрика

Глава II. Юность как стадия жизненного пути (внутренняя пози­ция)

II. I. Онтогенез и жизненный путь

Теоретико-методологические принципы комплексного изуче­ния юности, как и других этапов жизненного пути, в советской психологии были сформулированы Л. С. Выготским.

Согласно его теории развития высших психических функций, конкретизировавшей положения К. Маркса о социальной сущ­ности человека, «всякая функция в культурном развитии ре­бенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — со­циальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как катего­рия интрапсихическая» [1].

Однако в отличие от социогенетнческих концепций, рассмат­ривавших развитие ребенка как результат воздействия «внеш­ней», социальной, среды, Л. С. Выготский подчеркивал, что среду надо рассматривать не как «обстановку развития», кото­рая извне определяет развитие ребенка; воздействия среды сами меняются количественно и качественно, в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства, включая возрастные особенности ребенка, они преломляются.

Принцип единства социального и индивидуального четко вы­ражен в предложенном Л. С. Выготским понятии «социаль­ной ситуации развития». «Этим термином он обозначал то осо­бое сочетание внутренних процессов развития и внешних усло­вий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протя­жении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу»[2].

Становление человека как индивида и личности, по Выгот­скому, предполагает диалектическое взаимодействие двух от­носительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития — натурального и социального.

В основе натурального ряда лежат биологически обуслов­ленные процессы созревания и вообще онтогенеза. Но становле­ние человека как субъекта деятельности и как личности осу­ществляется только в процессе его социализации. Социализаци­ей марксистская социология называет те влияния «среды в це­лом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ро­лей» [3].

Фазы жизненного пути накладываются на этапы онтогенеза настолько тесно, что мы нередко не замечаем их различия и да­же называем «возрастными» такие понятия, как «дошкольник» или «старший школьник», которые в действительности соотно­сятся с принятыми сегодня ступенями общественного воспита­ния, образования и обучения. Но эти два ряда изменений не тождественны. Как пишет Б. Г. Ананьев, «наступление зрело­сти человека как индивида (физическая зрелость), личнос­ти (гражданская), субъекта познания (умственная зре­лость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех фор­мациях» [4].

Для переходного возраста гетерохронность развития особен­но важна, так как именно из нее вытекают основные противоре­чия юношеской психологии. Эта гетерохронность не только объ­ективный факт, детерминирующий положение и деятельность подростка, она должна рассматриваться также в связи с тем значением и личностным смыслом, которые она имеет для самой формирующейся личности. Важную роль при этом играет само­сознание и «внутренняя позиция» личности. «Внутренняя пози­ция» складывается из того, как ребенок на основе своего пред­шествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возник­ших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и ка­кое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя пози­ция обусловливает определенную структуру его отношения к дей­ствительности, к окружающим и к самому себе. Через эту внутреннюю позицию и преломляются в каждый данный мо­мент воздействия, идущие от окружающей среды» [5].

Таким образом, чтобы содержательно раскрыть психологию юношеского возраста, нужно, во-первых, выделить возрастные особенности юности в натуральном ряду развития; во-вторых, осмыслить особенности социального положения юношества как возрастной группы и юности как специфической фазы социа­лизации; в-третьих, рассмотреть, как эти два ряда процессов преломляются в психике и поведении личности.

__________________________________________________________________________________
[1] Выготский Л. С. История развития высших психических функций — В кн.: Развитие высших психических функций. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960. с. 197—198.[2] Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968, с. 152.

[3] Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., Прогресс, 1969, с. 51.

[4] Ананьев Б. Г Человек как предмет познания. Изд-во ЛГУ, 1968, с. 109.

[5] Божович Л. И. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968, с. 174.

моральное сознание – предыдущая | следующая – акселерантки

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.