canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Внутренний мир индивида. Познание внутреннего мира.

I. 3. Теории юности в зарубежной психологии (внутренний мир)

Развитие человека предполагает совместное действие врож­денных и средовых компонентов. Представители общества — воспитатели, родители — связаны с ребенком собственными врожденными потребностями. Если ребенок нуждается в эмо­циональном тепле, то родители испытывают потребность в том, чтобы опекать и нянчить младенца. Именно совпадение этих двух разнонаправленных потребностей обеспечивает искомый результат. В то же время каждое общество имеет специфиче­ские институты, в рамках и посредством которых осуществляется социализация детей. Таким образом, хотя общая последова­тельность и главные задачи оснобиых фаз эпигенеза универ­сальны, инвариантны, типические способы разрешения этих за­дач варьируют от одного общества к другому. Общество делает индивида своим членом и подготавливает к выполнению опреде­ленных социальных функций, определяя способы, посредством которых сам индивид разрешает встающие на его пути жизнен­ные задачи.

Эриксон подразделяет весь жизненный цикл на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.

Первая фаза — младенчество. Ее главная задача — выра­ботать у младенца бессознательное чувство «базового доверия» к внешнему миру. Основным средством этого служат родитель­ская забота и любовь. Если «базовое доверие» не возникает, у младенца появляется чувство «базового недоверия» к миру, тревожность, которая может проявиться у взрослого в форме замкнутости, ухода в себя и т. п.

Во второй фазе — раннем детстве — у ребенка формируется чувство автономии и личной ценности или их противополож­ность— стыд и сомнение. Рост самостоятельности ребенка, на­чинающийся с управления своими телесными отправлениями, дает ему возможность выбора, благодаря чему на этой стадии развития закладываются такие черты будущей личности, как чувство ответственности, уважение к дисциплине и порядку.

Третья фаза — игровой возраст (приблизительно от 5 до 7 лет) — формирует чувство инициативы, желание сделать что- то. Если это желание блокируется, у ребенка возникает чувство ннны. В этом возрасте решающее значение имеет групповая иг­ра, общение со сверстниками, позволяющее ребенку примерять на себя разные роли, развивать фантазию и т. д. На этом этапе закладывается чувство справедливости, понимаемое как соот­ветствие правилу.

Главное новообразование четвертой фазы—школьного воз­раста— чувство предприимчивости и эффективности, способ­ность добиваться поставленной цели. Важнейшими ценностями становятся эффективность и компетентность. В отрицательном варианте развития у ребенка появляется чувство неполноценно­сти, которое первоначально возникает из сознания своей неком­петентности, неуспешности в решении каких-то конкретных за­дач, чаще всего связанных с учением, а затем распространяется на личность в целом. В этом возрасте закладывается отношение к труду.

Пятая фаза — юность — характеризуется появлением чувст­ва своей идентичности, индивидуальности, непохожести на дру­гих, в отрицательном же варианте возникает противополож­ность— диффузное, расплывчатое «я», ролевая и личностная неопределенность. Типичная черта этой фазы развития — «роле­вой мораторий» (от лат. moratorium — отсрочка): диапазон вы­полняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе. Эриксон подробно анализирует механизмы формирования самосознания, новое чувство времени, психосексуальные инте­ресы, а также патогенные процессы и варианты развития юности.

Шестая фаза — молодость — характеризуется появлением по­требности и способности к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Ее альтер­натива — чувство изоляции и одиночества.

Важнейшее приобретение седьмой фазы — взрослости — твор­ческая деятельность и сопутствующее ей чувство продуктивно­сти проявляются не только в труде, но и в заботе о других, включая потомство, в потребности передавать свой опыт и т. д. В отрицательном варианте появляется чувство стагнации (за­стоя ).

Последняя, восьмая фаза — зрелый возраст, или старость — характеризуется появлением чувства удовлетворенности, полно­ты жизни, исполненного долга, а в отрицательном случае — отчаянием и разочарованием. Высшая добродетель этого возра­ста— отрешенность и мудрость, т. с. способность смотреть на дело своих и чужих рук с определенной высоты.

Работы Эриксона содержат много ценных наблюдений о раз­витии эмоций и самосознания в юности, а также о типичной для этого возраста психопатологии (расстройство временной перс­пективы, кризис идентичности и т. д.). Однако Эриксон так и не смог преодолеть абстрактных общих принципов фрейдизма, ста­вящего в основу психосексуальное развитие. Анализируя раз­витие эмоций и самосознания, Эриксон уделяет мало внимания интеллекту, который существенно влияет на содержание всех остальных психических процессов. Далее, он сплошь и рядом не различает осознание тех или иных психических состояний от их непосредственного переживания. Стадии эпигенетической модели Эриксона не всегда соотносятся с определенным хронологиче­ским возрастом; некоторые аспекты формирования идентично­сти, которые Эриксон относит к юности, фактически пережива­ются уже в подростковом возрасте.

Психодинамические теории пытаются объяснить развитие личности через имманентные, внутренне присущие ей чувства и влечения, имеющие в конечном счете природные, биологиче­ские истоки. Представители персонологинеской (личностной) ориентации, напротив, считают внутренний мир индивида прин­ципиально несводимым к каким бы то ни было природным или социальным детерминантам. Ярче всего эта ориентация выра­жена в немецкой «понимающей психологии» 1920—1930-х годов.

По мнению Э. Шпрангера [1], автора влиятельной книги «Пси­хология юношеского возраста», главная задача психологии — познание внутреннего мира личности, который тесно связан с культурой и историей.

__________________________________________________________________________________
[1] См. о нем: Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском воз­расте. М., Просвещение, 1968, с. 46—53.

биогенетический подход – предыдущая | следующая – биологическое и культурное созревание

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.

Яндекс.Метрика