В этой связи сознательный отказ Александера от строгой академической однозначности своих концепций в сфере понятийного аппарата традиционного учения о неврозах представляется прогрессивным и конструктивным. Это относится прежде всего к его концепции психодинамических векторов, продемонстрировавшей свою огромную эвристическую ценность лишь в рамках новейших психоаналитических исследований психологии Я.
Концепция «векторов», которые он понимает и как динамические силы биологических структур организма, и как психодинамические тенденции переживаний и поведения, позволяет ему понять суть симптомов вегетативного невроза как симптоматическое поведение и определить ее в ставших классическими основных психодинамических формулах. Астматик, например, следует бессознательному «эмоциональному силлогизму»: «Я не могу любить, так как это означало бы, что я теряю любовь своей матери» (French, Alexander et al., 1941). Переживания и поведение гиперактивного язвенника определяется бессознательной формулой: «Я не хочу что-либо принимать или брать, я активен, честолюбив и успешен, у меня нет никакого желания стать пассивным и зависимым» (Alexander, 1934).
С другой стороны, концепция векторов дает возможность систематического дополнения психодинамического исследования психофизиологией, которая может исследовать физиологические компоненты эмоциональных состояний. Поэтому для Александера психобиологическое исследование не противостоит психоаналитической психосоматике, оно скорее в состоянии дополнить ее в отдельных аспектах. Таким образом, Александеру удалось создать основу междисциплинарного подхода к психосоматическому исследованию, поскольку он сам видел групповую работу единственно возможной формой исследования.
Александер своими концепциями способствовал возникновению психоаналитически ориентированного психобиологического исследования, во многом укрепив его основы. Наиболеее известными стали исследования Мирски (Mirsky, 1958) и его сотрудников. При исследовании призывников, у которых была обнаружена желудочная гиперсекреция, психодинамическое изучение выявило психосоматическую реакцию на стрессовую ситуацию, и Мирски удалось с 70 %-ной точностью предсказать последующее возникновение язвы желудка.
Следует все же отметить, что Александеру не удалось создать удовлетворительную психодинамическую теорию возникновения «нарушения рабочего разделения нервной системы», которая физиологически описывала бы вегетативные неврозы и в которой мы узнаем упоминавшееся Фрейдом (1895с) «отчуждение психики и соматики». Хотя он подчеркивает этиологическое значение межличностных ситуаций, делая инфантильную зависимость базисной категорией своей концепции, и хотя Александер выделяет в бессознательной потребности зависимости и реактивного «нарциссического протеста» интерперсональное направление психодинамических векторов, определяющих симптоматическое поведение, в построении своей теории, в конечном счете, он всегда основывается на изолированной психобиологической системе индивидуального организма. Так, проблема развития Я и объектных отношений в рамках его концепции предстает прежде всего как биопсихологическая проблема роста и воспроизводства. «Каковы же биологические отношения между прегенитальными тенденциями, фокусирующимися вокруг процесса роста с одной стороны, и генитальными тенденциями, фокусирующимися вокруг воспроизводства, – с другой? Я бился над этой проблемой с начала моего изучения психоанализа. Я пытался соотнести фундаментальные психологические тенденции с основными процессами жизни» (Alexander, 1940).
Но именно биопсихологическая постановка вопроса дала возможность Александеру сделать решающий шаг в концепции вегетативного невроза: вместо интрапсихического конфликта классического невроза на первый план выступил конфликт между развивающимся психобиологическим организмом и окружающей средой. Поэтому «регресс» теории Александера о психоаналитической структуре личности не является возвратом к достигнутому уже в рамках традиционного учения о неврозах дифференцированию психического аппарата. С моей точки зрения, теоретические труды Александера должны рассматриваться как попытка соответствовать клиническому опыту психоаналитической терапии и как исследования, распространенные на область психиатрии и психосоматики. Можно сказать, что психодинамическая концепция Александера о динамических векторах, определяющих процессы роста и репродукции, получила неожиданное подтверждение в свете современного психоаналитического изучения развития Я и креативности в обстановке группы. Поэтому она позволяет рассматривать его отход от традиционного учения о неврозах не как шаг к его упрощению, а как чрезвычайно плодотворный и обогащающий вклад в расширение и дифференцирование психоанализа в целом.
Критика концепции Александера– предыдущая | следующая – Теория коррелята одновременности