canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Утрата слуха. Психология больных с утратой слуха.

Глава 8. Соматонозогнозии при поражениях некоторых органов чувств

Органы слуха и зрения, являясь важным звеном в системе анализаторов, способствуют познанию человеком окружающей действительности и формированию на этой основе отношения к ней. Нарушения их функций создают трудности в поддержании необходимых контактов с внешним миром. Этими факторами и обуславливается психологическая значимость расстройств и особенно полной утраты функций этих важнейших органов чувств.

Психология больных с утратой слуха. Личностные реакции на снижение (утрату) слуха весьма полиморфны. Существенную роль в формировании соматонозогнозий приобретает значимость слухового анализатора в жизни человека. Общеизвестно наличие областей деятельности, при которых бесспорно и несомненно господство слухового анализатора, – восприятие речи, музыки, всякого рода звуковой сигнализации  [Соловьева А. И., 1972]. Иллюстрацией этого может, в частности, служить Гейлигенштадское завещание Бетховена от 6 октября 1802 г., в котором он писал: «Я еще юношей вынужден был отказаться от людского общества и вести одинокую жизнь. Если иной раз я и пытался преодолеть это, каким жестоким испытанием было для меня всякий раз подтверждение моего увечья». Приблизительно к осени 1815 г. Бетховен почти совершенно оглох. Его врач Брининг отметил: «Вы не верите, какое неописуемое, ужасное впечатление произвела на него усиливающаяся глухота» [Юрман И. А., 1927]. Особенности психологических сдвигов, обусловленные нарастающей глухотой, зависят от доминирующей роли слуха в профессиональной деятельности.

Начинающаяся глухота всегда вызывает мучительные переживания больных по поводу своей физической неполноценности [Кузнецов О.Н., Лебедев В.И., 1972]. При глухоте, особенно возникающей в зрелом возрасте, появляются затруднения в общении с окружающими, могут наблюдаться раздражительность, обидчивость, настороженность, недоверчивость, подозрительность. Тугоухие обычно скрывают свой недостаток полагая что окружающие будут смеяться над ними как плохо слышащими [Лакосина Н. Д., Ушаков Г. К., 1976]. На становление соматонозогнозий оказывают влияние одно- или двустороннее выключение слуха, а также особенности течения заболевания.

При внезапном остром двустороннем снижении слу­ха или полной его утрате (например, при травмах) личностная реакция вначале не имеет самодовлеющего значения, она выступает в контексте с другими проявле­ниями патологического состояния. Но спустя непродол­жительное время — несколько часов, реже дней, начи­нает отчетливо прослеживаться реакция больного на расстройство слуха. Свое внешнее выражение она находит в явлениях недоумения, тревоги, насторожен­ности, беспокойства в связи с тем, как долго будет продолжаться снижение слуха, его утрата. В дальней­шем по мере проведения лечения стрессовое со­стояние сменяется адаптацией к расстройствам слуха с надеждой на его восстановление. Поэтому больные активно участвуют в лечебном процессе. При недоста­точной эффективности лечения, сохранении неполно­ценности слуха происходит формирование психологи­ческих механизмов приспособления к окружающему, выработка новых форм и навыков трудовой деятельно­сти. Все это ведет, как известно, к усилению компен­саторной деятельности других анализаторов (напри­мер, зрения).

При болезненных состояниях, приводящих к посте­пенному и неуклонному снижению слуха с последую­щей глухотой, нарастают мучительные переживания своей неполноценности. Стрессовое состояние в таких случаях характеризуется выраженностью травмирую­щих переживаний и их устойчивостью, инертностью Приспособление к глухоте, выработка новых форм вза имоотношений с окружающими затруднены.

Это указывает на предпочтительную заинтересован­ность в структуре соматонозогнозий социально-пси­хологического уровня личности.

В начальной стадии заболевания преобладают нор­мосоматонозогнозии, но по своим проявлениям они имеют особенности в зависимости от типа течения па­тологического процесса. Так, при остро возникающей двусторонней потере слуха наблюдается состояние стресса. При замедленном снижении слуха происходит постепенное нарастание переживаний и опасений глухоты. Гиперсоматонозогнозии возникают преимущественно при остром течении патологического процесса.

В ходе лечения отчетливо прослеживается адаптация к физическому дефекту. В зависимости от эффективности терапии выработка психологических приспособительных механизмов в одних случаях происходит относительно быстро, а сама адаптация приобретает устойчивый характер, в других – она не наступает вовсе или слабо выражена. Все это обуславливает полиморфизм структуры соматонозогнозий. Среди больных с постепенным развитием глухоты нередко наблюдается тенденция к сокрытию своего физического дефекта по типу диссоматонозогнозии.

При хроническом течении заболевания с развивающейся глухотой важная роль отводится реабилитационно-восстановительным вмешательствам. Психологическое значение при этом приобретает выработка приспособительных механизмов к новым условиям жизни и деятельности. Здесь наряду с нормосоматонозогнозиями, занимающими преобладающее положение, возможны и гиперсоматонозогнозии (больные, преимущественно молодого возраста, охвачены смятением, тревогой, безысходностью своего положения). В этой стадии особенно выступает роль личностных качеств, которые способствуют возникновению не только крайних вариантов соматонозогнозий, но и патологических типов реагирования, преимущественно в виде депрессивных состояний.

стоматологические больные – предыдущая | следующая – потеря зрения

Квасенко А. В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. Содержание

 

Яндекс.Метрика