canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Явление устремленности в будущее. Характерная для группы подростков устремленность в будущее.

Хронически больной ребенок в семье (продолжение)

Уход от болезни, устремленность в будущее не зависят, на наш взгляд, от прогноза заболевания. Так, Рома К., у которого прогноз не благоприятен, и мальчик знает об этом, с удовольствием рассказывает о своей коллекции моделей самолетов, о том, как после возвращения домой он сможет пополнить ее новыми моделями, которых в больнице он склеил больше тридцати.

При этом у подростков нет просто мотива выживания, который у взрослых больных становится ведущим смыслообразующим мотивом и побуждает к деятельности по сохранению здоровья. Ребенок хочет не просто выжить, будущее имеет для него вполне определенное конкретное содержание. Вызванное болезнью изменение социальной роли может повлиять на представление о будущем, но оно не лишает ребенка веры в возможность полноценного будущего. Марина П. раньше собиралась стать учителем танцев, теперь готовится стать модельером: “В хореографическое меня теперь не возьмут — вон как растолстела”.

У этой группы подростков изменяется смысл, который они вкладывают в название самооценочных шкал. У детей происходит переосмысление понятия “счастье”. В первую очередь оно связывается с родителями. Игорь П.: “Счастье — когда есть родные, близкие”. Катя Ш.: “Я счастливая, у меня родители хорошие, сестра, брат”.

Если для предыдущей группы обследованных детей привязанность к родителям является подтверждением зависимости от них, переложением на них ответственности за решение своих проблем, то у подростков этой группы она является способом поддержания ценностного отношения к себе. Из протокола экспериментально-психологического обследования Люси В.: “Мама у меня самый близкий друг, у нас очень похожие взгляды на все”.

У большинства детей счастье ассоциируется с хорошей учебой в школе, значительно коррелируют между собой шкалы счастья и ума. При этом отношение к болезни как ко временной преграде, устремленность ребенка в будущее, в то время, когда он выздоровеет, приводит к тому, что дети, которые находятся в больнице уже почти год, говорят об учебе в школе как о своей реальной основной деятельности. Марина П. говорит: “Я счастливая — хорошо учусь в школе, меня уважают одноклассники, учителя”. Изменяется точка отсчета и для характера. Основными качествами становятся умение “не унывать в тяжелых ситуациях”, “не раскисать”. Наиболее ярко это проявляется у одного подростка. Витя М., оценивая себя очень высоко по всем шкалам, объясняет: “Человек заболевает и становится несчастным, когда начинает верить в свою болезнь. Мне хирурги сказали, и я поверил, и вот теперь я здесь”. И хотя это скорее идеальное, чем реальное “Я”, стремление подростка к сохранению постоянства своей личности, к сверхкомпенсации своего дефекта очень показательно.

Устремленность в будущее, характерная для этих подростков, вообще говоря, свойственна всем подросткам. Необходимость определить свое место в жизни, являясь важным компонентом социальной ситуации развития, создает у подростка направленность в будущее. Болезнь нарушает психологическое будущее, целостность жизни. Но препятствия, созданные болезнью, служат стимулом для компенсаторного развития. Для этих детей совершенно верно высказывание Адлера: “Он (ребенок с недостаточностью) будет хотеть все видеть, если он близорук; все слышать, если у него аномалия слуха… желание летать будет выше всего выражено у тех детей, которые уже при прыганий испытывают большие затруднения” (Цит. по: Выготский Л.С., 1984. С. 9).

Болезнь как преграда – предыдущая | следующая – Исчезновение боли

Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях

Консультация психолога при детско-родительских проблемах

Яндекс.Метрика