canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Установки: на болезнь, на человека, на общественные факторы индивида. Особенности установок.

VI. Психотерапия (продолжение)

Эти виды деятельности не являются психотерапией и мы не можем их включать в психотерапию. Они создают только психотерапевтически действенную среду. Но все эти виды деятельности могут стать психотерапевтическим процессом, как только в них непосредственно включится психотерапевт. И наоборот, при отсутствии психотерапевта прекраща­ется и психотерапия. Представим себе, например, что каждый пациент занят определенной работой. Если ею хорошо управляют, то она стано­вится и действенной (меланхолику, например, не дадим партнера тоже меланхолика, не дадим ему механическую работу в одиночестве, а изби­раем форму сотрудничества с веселым пациентом). Таким образом мы создадим больному опорную, терапевтически действенную среду. Это не психотерапия. Представим себе, однако, что к обоим работающим паци­ентам подсядет психотерапевт с продуманным планом приемов, гово­рит с ними, реагирует в соответствии со своей психотерапевтической це­лью: налаживает (в процессе трудотерапии) психотерапевтические отно­шения – и это уже психотерапия.

Значит, психотерапия является продуманным психическим воздействием на нарушение здоровья смысловыми, осмыс­ленными стимулами социальной интеракции (словом, мимикой, жестом, выражением и т. д.).

Нам кажется, что такое определение, без претензии на завершен­ность (дефинитивность), является достаточно широким для того, чтобы охватить все формы психотерапевтических отношений, психотерапию индивидуальную и коллективную, автопсихотерапию (самовнуше­ние, автогенную тренировку Шульца и т. п.) и аллопсихотерапию (психотерапию другим), т. е. психотерапию в собственном смысле слова.

2. Некоторые взгляды на современную психотерапию

Современная медицина считает вполне естественным применение в по­казанных случаях психотерапевтического воздействия на больного с целью устранения болезненных или нежелательных симтомов (страх беременных перед родами).

Признается необходимость воздействия на больного психическими и психологическими средствами. Но если психотерапия в психиатрии является обычной, само собой разумеющейся, сейчас она уже нормально применяется и в друхих областях медицины (внутренняя медицина, кож­ные болезни, педиатрия, хирургия, неврология, ортопедия,гинекология, трудовая терапия и т. д.), в которых до недавнего времени ее применение считалось чуть ли не шарлатанством.

Исторический обзор психотерапевтических взглядов и методов мог бы быть чрезвычайно интересным (взаимосвязь с магией; шаманы при­митивных племен; высокоразвитые психотерапевтические восточные методы, особенно в Индии и Китае; психотерапия в античном мире и т. д.), так как это помогло бы понять некоторые элементы психотерапевтического процесса и его техники, которые и в своем историческом разви­тии остаются относительно постоянными – и наоборот, можно было бы указать на общественно обусловленные теории и методы. А так как та­кой исторический набросок не входит в рамки нашей книги, то на при­мерах недавнего прошлого попытаемся объяснить, что мы имеем в ви­ду; например, очень интересным фактом является то, что психиатр Поль Дюбуа (1848-1918) понимал психотерапию в духе своего времени как психагогику и называл ее «моральной ортопедией», нравственным выпрямлением. Но необходимо учитывать, что авторитативные и мора­лизующие педагоги того времени понимали процесс воспитания как мо­ральное выпрямление.

И. Лангмайер в одной из своих работ отчетливо показал путем ори­гинального анализа моделей воспитательных процессов, экстрагирован­ных из книг за период с 1850 по 1967 гг., значительный сдвиг в области воспитательных моделей, целей и методов. Например, он указал на вы­раженное постоянное взаимосвязанное понижение упора на строгость и дисциплину, упадок безоговорочного подчинения авторитету, как следствие переоценки общественных ценностей и изменений в психологическо-воспитательных теориях.

Современные психотерапевтические теории прошли приблизитель­но тот же путь развития: индивид не является уже, как это было в на­чальном периоде, послушным объектом приказов, запрещений и «выпрямлений»; в отличие от того, как это было в начальном этапе, его также больше не убеждают в том, что он обязан сделать то или другое. Во втором этапе психотерапия смотрит на пациента как на субъект, а в третьем этапе подчеркивает, часто односторонне, его включение в общественные группы.

Несколько упрощая, можно сказать что изменения во взглядах на психологию связаны с глубокими переменами общественного строя, которые отразились и в медицине. Еще в первой четверти нашего века врач лечил болезнь, а не больного. Медикамент был средством, которое больной должен был просто проглотить без разговоров.

Можно сказать, что с самого начала нашего века развитие шло от ориентации нозоцентрической (установка на болезнь) к антропоцентрической ориентации (установка на человека) и дошло к социоиентрической ориентации (установка на общественные факторы индивида). Об этом мы уже говорили в другом месте.

психические средства – предыдущая | следующая – интерперсональные отношения

 

 

Яндекс.Метрика