canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Три модели семьи.Модели семьи: патриархальная, детоцентристская и супружеская

Глава 1. СЕМЬЯ КАК ЕДИНИЦА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Глава 1

СЕМЬЯ КАК ЕДИНИЦА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

1.1. Общие сведения о семье, ее функциях, структуре и динамике

1.1.1. Семья и ее современные модели

Семья — ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях — отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство (Соловьев Н. Я., 1977). По данным социологических опросов, основными причинами создания семьи в нашей стране являются следующие желания (Мацков-ский М. С, 1990):

— иметь детей, продолжить род (66 % опрошенных);

— быть с человеком, способным понять и оказать поддержку (45 %);

— быть нужным другому человеку (37 %);

— выполнить моральную обязанность человека по образованию семьи (27 %);

— избежать одиночества (26 %);

— иметь устроенную жизнь (24 %);

— не расставаться с любимым человеком (19 %);

— иметь постоянного сексуального партнера (7 %).

Чем старше отвечающий, тем больше вероятность выбора брака и семьи как образа жизни.

Для человека семья — главный и основной компонент среды, в котором он живет первую четверть своей жизни и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь. По мнению В. Н. Дружинина, специфической особенностью семьи является ее «несвобода» — в смысле навязывания человеку определенных правил жизни. Однако эта несвобода имеет свои преимущества, поскольку она обеспечивает членам семьи возможность оптимально удовлетворять свои естественные и культурные потребности (Дружинин В. Н„ 1996).

Нельзя понять и оценить состояние и перспективы современной семьи, игнорируя кардинальные перемены, происходящие с ней на протяжении XX в. (эмансипация детей от родителей, переход от закрытой к открытой системе формирования брака, изменение социального положения женщин, рост личной свободы каждого члена общества и пр.). При этом трансформация института семьи разрешает одни проблемы и создает другие. Становится более очевидным, что такие тенденции, как массовое распространение добрачной практики сексуального поведения молодежи, снижение рождаемости, малодетность и сознательная бездетность нужно рассматривать в качестве признака существенных сдвигов в самом институте семьи. По мнению С. И. Голода, в настоящее время одновременно функционируют три модели семьи: патриархальная, детоцентристская и супружеская, которые в реальности взаимно переплетаются (Голод С. И., 1998).

Патриархальная семья — наиболее архаичная. Ведущим в ней является кровнородственное отношение: зависимость жены от мужа, детей от родителей, в связи с чем происходит жесткое закрепление семейных ролей. Брак внешне устойчив, семья состоит их нескольких поколений: прародителей, родителей и детей. Приветствуется многодетность. Главным считается муж: в его руках сосредоточены все экономические ресурсы семьи, ему принадлежит принятие основных решений. Жена берет фамилию мужа, подчиняется ему и уважительно к нему относится. Ее основные функции — рожать и воспитывать детей, вести домашнее хозяйство. Для такой семьи характерна родительская власть и авторитарная система воспитания.

Детоцентристская семья возвышает роль частной жизни, интимности и ценности детей. Отношения между мужем и женой более или менее равноправны, сексуальность, практикуемая в браке, не сводится только к деторождению. Супруги регулируют сроки и частоту зачатия и совместно принимают решение о количестве детей. Социализация приобретает иной смысл, поскольку в семье может не быть брата или сестры, мало кузенов, контакты с которыми порой сведены до минимума. Ребенок превращается в объект особой родительской заботы и стойкой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование. Роди-тельство является главной функцией семьи, стили воспитания разнообразны: от авторитарного до изнеживающего. В целом дети пользуются большим числом материальных и духовных благ, чем их родители, и могут выступать как главный смысл семьи. В отсутствие закрепленных семейных ожиданий и ролей возрастает значимость взаимной адаптации супругов (психологической, бытовой, сексуальной, духовной и пр.). Пожилые родители не хотят жить в доме детей, состоящих в Ьраке, взрослые дети, в свою очередь, предпочитают самостоятельность. Вместе с тем молодая семья, отделившись от родительской, не утрачивает с ней связь. Родители оказывают материальную и моральную поддержку детям, надеясь, что те, в свою очередь, поступят по отношению к ним так же.

Изменившееся в XX в. социальное положение женщин приводит к возникновению супружеской семьи. Женщины осваивают новые сферы деятельности -общественно-трудовую и политико- культурную, начинают преобразовывать семейную сферу и успешно все это совмещают. Такому положению дел способствует отмирание «двойного» стандарта в отношении возможности получения образования и профессиональной подготовки, участие женщин в общественной жизни, индустриализация домашнего быта, рост числа детских образовательных учреждений и возможность планировать число детей. Однако мужчины, утратив профессиональную монополию, не спешат расстаться с «традиционными» семейными привилегиями, что порождает многочисленные семейные конфликты.

Проблема изучения и диагностики нарушений семьи – предыдущая  | следующая – Функции семьи. Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым

 

 

Яндекс.Метрика