тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Явная и скрытая акцентуации характера

В зависимости от степени выраженности нами совместно с А. А. Александровым было выделено две степени акцеитуации ха­рактера — явная и скрытая [Патологические нарушения…, 1973].

Явная акцентуация. Эта степень относится к крайним вари­антам нормы. Здесь налицо довольно постоянные черты определен­ного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведе­ния от близких, непродолжительное наблюдение, особенно в среде сверстников, а также результаты обследования с помощью «Патохарактерологического диагностического опросника…» (1976) позволяют распознать этот тип. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует удовлетвори­тельной социальной адаптации. Занимаемое положение, как правило, соответствует способностям и возможностям. В под­ростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нару­шения социальной адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.

Скрытая акцентуация. Эта степень должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привыч­ных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблю­дении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с био­графией трудно бывает составить четкое представление об опре­деленном типе. Однако черты этого типа могут ярко, порою неожиданно, проявиться под влиянием тех ситуации и психи­ческих травм, которые опять же предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и обнаруживаются, то это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

Основные типы акцентуаций характера

Предложены две классификации типов акцентуаций — первая была создана К. Leonhard (1968) и видоизменена в новом изда­нии его книги (1976), вторая разработана нами [Личко А. Е., 1977]. Сопоставление этих классификаций приводится ниже.

Типы акцентуаций характера по нашей классификации 

 

Типы акцентуированных личностей по К. leonhard (1976) 

 

Гипертимный Гипертимический
Циклоидный Аффективно-лабильный
Лабильный Аффективно-экзальтированный
Тот же Эмотивный
Астеноневротический

Сенситивный

Тревожный (боязливый)
Психастенический Педантичный
Шизоидный Интровертированный
Эпилептоидный Возбудимый
Истероидный Демонстративный
Неустойчивый

Конформый

Конформно-гипертимный вариант 

конформного

Экстравертированный

Застревающий

Дистимический

В классификации К. Leonhard отсутствуют довольно распро­страненные в подростковом возрасте неустойчивый и конформный типы, а также астеноневротический тип. Дистимический тип в его классификации соответствует конституционально-депрессивному типу по П. Б Ганнушкину (1933), а застревающий тип — пара­нойяльному. Оба они в подростковом возрасте практически не встречаются.

Наша классификация предназначена для подросткового возраста — представленные в ней типы описываются ниже.

Гипертимный тип. Подростки, относящиеся к этому типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнако­мыми но зато недостает чувства дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками. Воспитатели жалуются на их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплини­рованности.

В подростковом возрасте главная их черта — почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение. Оно сочета­ется с хорошим же самочувствием, нередко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, активностью и брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка солнечное настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными противодействием окружаю­щих, их стремлением подавить слишком бурную энергию подростка, подчинить его своей воле. Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие подростки рано проявляют самостоятельность и независимость. На гиперпротекцию со сто­роны родителей и воспитателей с ее мелочным контролем, повсед­невной опекой, нравоучениями и наставлениями, «проработкой» за мелкие проступки, особенно перед сверстниками реагируют крайне бурно. Они плохо переносят жесткую дисциплину и строго регламентированный режим. Зато в необычных ситуациях не теряются, проявляют находчивость, умеют ловчить и изворачи­ваться. К правилам и законам относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между иногда допуска­емым и всегда запрещенным.

акцентуации характера – предыдущая | следующая – гипертимные подростки

Подростковая психиатрия. Содержание.