Яндекс.Метрика

1.4. Тест как метод исследования массовой коммуникации

      Тест – это стандартизированное испытание. При исследовании массовой коммуникации тест может предлагаться реципиентам информационного воздействия. Достоинством метода является скорость проведения, легкость количественной обработки результатов и возможность обследования значительной части аудитории. Известен тест «20 ответов», разработанный Н. Н. Богомоловой для изучения особенностей восприятия коммуникатора аудиторией по аналогии с тестом «Кто Я?» М. Куна. Тест предлагается после знакомства с коммуникатором и имеет следующий вид [17].

ТЕСТ «20 ОТВЕТОВ»

     Просим вас дать 20 или как можно больше различных ответов на один вопрос: «Данный диктор3 – кто он?»

    Каждый из ответов вы можете обозначить словом или фразой. Отвечайте так, как отвечали бы самому себе, и записывайте ответы в том порядке, как они вам приходят на ум, не задумываясь об их порядке.

     Отвечайте быстро, время на ответы ограничено (8 минут).

     Использование тестов возможно до и после информационного воздействия. Например, тест неоконченных предложений, модифицированный вариант которого предложен А. Кафу (1988) [17], может использоваться как для прогнозирования, т. е. определения возможностей влияния телепередач, так и для оценки информационного эффекта.

ТЕСТ НЕОКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

     Ниже представлены неоконченные предложения. Прочтите, пожалуйста, каждое и закончите его, записывая первую мысль, которая придет Вам в голову. Работайте с максимально возможной для Вас быстротой.

1. Передачи подобного типа я смотрю, чтобы…

2. Наиболее удобное время для их просмотра для меня – это…

3. Из ведущих этих передач мне запомнился…

4. Он мне запомнился тем, что…

5. Его манера поведения напоминает мне…

6. Обычный недостаток в манере поведения ведущего – это…

7. Себя он видит как…

8. Нас он видит как…

9. В интересной передаче ведущий всегда…

10. Я бы чаще смотрел (а) подобные передачи, если бы…

11. Данная передача стала бы более интересной, если бы…

     Конечно, проведение теста незаконченных предложений требует глубокой качественной обработки данных. Поэтому краткие сроки сбора информации сопряжены с длительностью ее обработки.

     В целом же хотя тесты не позволяют учитывать специфический контекст социальной ситуации и вскрывать причины уникального поведения аудитории, их использование при исследовании массовой коммуникации выгодно отличает скорость проведения, легкость количественной обработки результатов и возможность обследования значительной части аудитории.

3    Объектом исследования может выступать любой коммуникатор: ведущий, комментатор, обозреватель, персонаж телесюжета и т. д. Соответственно вопрос будет формулироваться с обозначением этого коммуникатора. Например, «Данный обозреватель – кто он?» или «Федор Иванов – кто он?».

                                           Аппаратурные методики – предыдущая | следующая – Опрос

Оглавление

Количественные и качественные методы психологического исследования массовой коммуникации

Консультация психолога детям, подросткам, взрослым