canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Теория Пиаже. Особенности теории Пиаже.

Познавательное развитие (теория Пиаже)

Каким образом изменится количество ошибок при пе­реходе на следующую, III стадию развития? Согласно теории Пиаже, никаких постепенных изменений не будет. Выполнение не будет улучшаться, оставаясь на уровне, определяемом вероятностями выбора стратегий (50%) вплоть до внезапного и полного улучшения. При этом ве­роятность выбора одной из стратегий упадет до нуля, а объединенная стратегия будет применяться независимо от того, с каким предметом будет иметь дело младенец. Но модели постепенного научения вероятности ошибок движения и ошибок местоположения должны снижаться постепенно. В табл. 7.5 показано распределение ошибок, полученных на группе детей в задаче слежения. Эти дан­ные являются результатами последней серии опытов, в которой младенец делал хотя бы одну ошибку. Во всех последующих сериях выполнение было безошибочным. В этой последней серии с ошибками выполнение точно сов­падало с предсказаниями теории Пиаже: средняя вероят­ность ошибок составляла 50% и не было никаких указаний на ее снижение.

 

 

 

Таблица 7.5.

Ожидаемое и фактическое распределение ошибок в последней ошибочной пробе задачи на отслеживание.

Таким образом, создается впечатление, что динамичес­кая модель противоречий и уравновешивания Пиаже обла­дает резервными объяснительными возможностями, по крайней мере в связи с описанием перехода представлений о предмете от стадии II к стадии III. Противоречие может ускорять развитие, упражнение без противоречия не ведет к развитию; само же развитие сопровождается нарушения­ми непрерывности, представляя собой скорее концепту­альную революцию, чем постепенную эволюцию.

Может ли модель Пиаже прояснить также более позд­ние стадии развития представления о предмете? Я уже пи­сал в другой работе (1967), что противоречие необходимо для возникновения поиска предметов, которые исчезли непонятным для младенца образом. Пятимесячный мла­денец уже идентифицирует предметы по признакам, а не по положению в пространстве. Это означает, что младенец может узнать предмет, когда видит его в другом месте и в другое время — даже если он не знает, как предмет попал из одного места в другое. Когда дети младше пяти месяцев сталкиваются с необъяснимым для них исчезновением, они действительно ведут себя так, как если бы предмет перестал существовать. Младенцы не делают каких-либо попыток найти его. Когда предмет показывается вновь, они ведут себя по отношению к нему так, как но отношению к новому предмету, о чем свидетельствует латентный период их ответов и аналогичные данные. Взрослые, столкнувшись с подобным непонятным исчезновением предмета (по Мишотту), склонны дать следующее объяснение: «Предмет как будто растаял в воздухе, но я знаю, что он должен где- то находиться». Младенец еще не приобрел способности к подобным «но». Однако вскоре после возникновения иден­тификации на основе признаков ребенок начинает искать исчезнувшие предметы. Хотя этот поиск ведется довольно плохо — в таком возрасте трудно многого ожидать, но это, несомненно, поиск. Когда предмет появляется опять, ре­бенок относится к нему, как к тому же самому предмету. Ранее я пытался доказать, что эта новая форма поведения возникает вследствие снятия противоречия двух исходных ответов — ответа на исчезновение («предмет исчез и более не существует») и ответа на появление («это тот же самый предмет, что и исчезнувший»). Конфликт между этими стра­тегиями может быть решен только на основании введения нового правила — «Исчезнувшие предметы продолжают где-то существовать». Это и есть то правило, которое вызы­вает характерное для этой стадии плохо ориентированное поисковое поведение.

Основные аргументы, подтверждающие представление о значении противоречия для перехода со стадии IV па стадию V, уже были очерчены нами ранее. Ребенок, нахо­дящийся на IV стадии развития, имеет два «магических» правила для поиска предметов, которые исчезли непонят­ным для него образом: «Ищи предметы в том месте, где ви­дел их в последний раз» и «Ищи их там, где они обычно на­ходятся». Два подобных правила, если они одновременно доступны ребенку, обязательно должны были бы порож­дать конфликт всякий раз, когда он сталкивается с непонятным для себя исчезновением! Прямых доказательств на этот счет нет, ибо никто еще не пытался вызвать ускоре­ние развития путем обострения данного конфликта. Од­нако два других предсказания из теории Пиаже были про­верены и получили подтверждение. Речь идет о том, что развитие является стадийным, а средняя вероятность при­менения каждого из правил сохраняется на уровне 50% вплоть до того момента, когда происходит объединение обоих правил (Бауэр и Петерсон, 1972). Табл. 7.6 показы­вает результаты последней серии тестирования, непосред­ственно предшествующей безошибочному выполнению. Как видно из таблицы, распределение ошибок весьма близ­ко к тому, которое можно было бы предсказать на основа­нии средней успешности выполнения задания, определя­емой 50% вероятностью принятия ошибочной стратегии. Эти данные находятся в соответствии с теорией Пиаже. Таким образом, хотя не доказано, что противоречие яв­ляется здесь движущей силой развития, структура данных в целом свидетельствует в пользу именно этой концепции развития познавательных процессов.

стадия развития – предыдущая | следующая – распределение ошибок

Яндекс.Метрика