canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Значение воплощения бессознательной идентичности матери в ребенке. Влияние матери на развитие идентичности ребенка.

К психоаналитической теории психосоматических заболеваний (продолжение)

Я полагаю, что аспект психологии Я важнее. Мы можем сказать, что психосоматически больной ребенок служит матери средством воплощения ее бессознательного конфликта идентичности в материнской роли, дающим тем самым возможность контролировать этот конфликт. Ребенок служит матери, так сказать, внешним носителем симптомов. Точно так же, как мать из-за страха своей идентичности может функционировать лишь как псевдо-мать, посколь­ку ребенка, за которым ухаживает, она же и делает больным, так же и ребенок может пользоваться лишь ложной идентичностью психосоматического боль­ного, чтобы тем самым закрыть собой «дыру» в Я матери.

Например, мать пациентки, с раннего детства страдающей бронхиаль­ной астмой, пишет дочери: «Твое здоровье, дитя мое, – моя самая большая забота». Пациентка, однако, напрасно всю жизнь старалась получить призна­ние матерью своих усилий по развитию собственной идентичности. Успех в учебе и профессии, партнерские отношения, жилье, путешествия – на все это мать реагировала стереотипными опасениями того, что эти опасные предпри­ятия могут разрушить здоровье пациентки, и отказывалась принимать в этом участие. Лишь когда дочь становилась больной и беспомощной, удовлетворяя тем самым бессознательные потребности матери, та оказывала ей любовь, участие и внимание.

Эта ситуация, с которой мы постоянно сталкиваемся в терапии психосо­матических больных, показывает, что психосоматическое симптоматическое поведение следует межличностной динамике, в которой мать заставляет ре­бенка отказаться от развития и отграничения собственной идентичности и принять вместо этого псевдоидентичность носителя симптомов, когда мать может поддерживать свою собственную псевдоидентичность.

Конечно, описанные здесь процессы межличностного перемещения сим­птомов не могут ограничиваться отношениями матери и ребенка. Они заложе­ны в бессознательную динамику всей первичной группы. Она может лишь тогда позволить своим членам формирование и реализацию собственной иден­тичности и поддерживать их в этом, когда сама имеет идентичность как груп­па и может отграничить себя от внешнего мира. Далее я остановлюсь на этом подробнее. Здесь мне важно прежде всего показать, что психосоматический процесс, о котором говорил Миттерлих (1954), a priori является межличност­ным. Поэтому он не может быть адекватно понят в рамках индивидуально- психологической концепции ортодоксального психоанализа. Я же придержи­ваюсь мнения, что проявления психических и соматических расстройств в каждом случае указывают на нарушения межличностного процесса психосо­матического развития, и поэтому всякая форма патологии, даже проявляюща­яся в форме индивидуального заболевания, восходит к патологическому нару­шению взаимодействия в группе, членом которой является больной и носите­лем симптомов которой он служит. Психосоматические нарушения индивиду­ума параллельны разрыву межличностных связей в группе, в которой он вы­рос и живет.

Первая группа, в которую входит человек, является диадным симбиозом матери и ребенка, или это группа, которую мать и ребенок формируют в пери­од беременности. В обеих ситуациях – беременности и раннего симбиоза – мать нуждается в адекватной поддержке окружающих. Стиль, в котором она ведет себя с полностью зависимым от нее ребенком, в свою очередь зависит от того, как мать может воспринимать и вести себя в межличностных рамках своей жизненной ситуации. Поэтому диада матери и ребенка – не изолирован­ный остров. Мать является посредником, представляя ребенку в симбиозе вне­шнюю группу, а окружению – потребности ребенка. Ибо ребенок не только формируется группой, он и сам меняет ее жизненную ситуацию, в которую входит при рождении, уже до рождения влияя на поведение и фантазии чле­нов группы. Именно в этой функции посредника заключается значение реша­ющего влияния матери на жизненную ситуацию человека вообще.

Поэтому процесс симбиотического взаимодействия является также ре­шающим относительно успеха развития соматического Я и формирования со­матической идентичности, образующего основу дальнейших шагов развития. Формирующая сила этой ситуации раннего развития определяется интернализацией ребенком различных аспектов вспомогательного Я матери и «facilitating environment» первичной группы в форме границы между Я и окру­жением и представительства образов, окружающих внутри Я. Отграничение дает собственную идентичность, функциональный аспект которой Рапапорт (1958) описал как «относительную автономию». В дальнейшем эта идентич­ность во взаимодействии с окружающим миром, с одной стороны, постоянно расширяется и дифференцируется, с другой же – должна постоянно подтвер­ждаться вновь и вновь.

Нарушения развития идентичности могут появляться в каждой фазе это­го процесса на протяжении всей жизни индивидуума. Они всегда заложены в бессознательной динамике группового процесса по отношению к таким вне­шним группам, как семейная и профессиональная, а также интернализованному в раннем детстве представительству первичной группы. Поэтому если здесь подчеркивается решающее для жизни значение симбиоза и первичной группы, это не означает, что влияние более поздних жизненных групп не явля­ется важным. Ранняя групповая ситуация значима потому, что, исследуя ее, мы можем получить информацию, позволяющую нам понять, что является ядром каждого болезненного процесса, а именно: кризис в формировании, поддержании и развитии собственной идентичности. Такой кризис всегда яв­ляется индивидуальным выражением кризиса группы.

Амбивалентность матери – предыдущая | следующая – Психосоматическая симптоматика у ребенка

Психосоматическая терапия. Оглавление

Яндекс.Метрика