Я полагаю, что аспект психологии Я важнее. Мы можем сказать, что психосоматически больной ребенок служит матери средством воплощения ее бессознательного конфликта идентичности в материнской роли, дающим тем самым возможность контролировать этот конфликт. Ребенок служит матери, так сказать, внешним носителем симптомов. Точно так же, как мать из-за страха своей идентичности может функционировать лишь как псевдо-мать, поскольку ребенка, за которым ухаживает, она же и делает больным, так же и ребенок может пользоваться лишь ложной идентичностью психосоматического больного, чтобы тем самым закрыть собой «дыру» в Я матери.
Например, мать пациентки, с раннего детства страдающей бронхиальной астмой, пишет дочери: «Твое здоровье, дитя мое, – моя самая большая забота». Пациентка, однако, напрасно всю жизнь старалась получить признание матерью своих усилий по развитию собственной идентичности. Успех в учебе и профессии, партнерские отношения, жилье, путешествия – на все это мать реагировала стереотипными опасениями того, что эти опасные предприятия могут разрушить здоровье пациентки, и отказывалась принимать в этом участие. Лишь когда дочь становилась больной и беспомощной, удовлетворяя тем самым бессознательные потребности матери, та оказывала ей любовь, участие и внимание.
Эта ситуация, с которой мы постоянно сталкиваемся в терапии психосоматических больных, показывает, что психосоматическое симптоматическое поведение следует межличностной динамике, в которой мать заставляет ребенка отказаться от развития и отграничения собственной идентичности и принять вместо этого псевдоидентичность носителя симптомов, когда мать может поддерживать свою собственную псевдоидентичность.
Конечно, описанные здесь процессы межличностного перемещения симптомов не могут ограничиваться отношениями матери и ребенка. Они заложены в бессознательную динамику всей первичной группы. Она может лишь тогда позволить своим членам формирование и реализацию собственной идентичности и поддерживать их в этом, когда сама имеет идентичность как группа и может отграничить себя от внешнего мира. Далее я остановлюсь на этом подробнее. Здесь мне важно прежде всего показать, что психосоматический процесс, о котором говорил Миттерлих (1954), a priori является межличностным. Поэтому он не может быть адекватно понят в рамках индивидуально- психологической концепции ортодоксального психоанализа. Я же придерживаюсь мнения, что проявления психических и соматических расстройств в каждом случае указывают на нарушения межличностного процесса психосоматического развития, и поэтому всякая форма патологии, даже проявляющаяся в форме индивидуального заболевания, восходит к патологическому нарушению взаимодействия в группе, членом которой является больной и носителем симптомов которой он служит. Психосоматические нарушения индивидуума параллельны разрыву межличностных связей в группе, в которой он вырос и живет.
Первая группа, в которую входит человек, является диадным симбиозом матери и ребенка, или это группа, которую мать и ребенок формируют в период беременности. В обеих ситуациях – беременности и раннего симбиоза – мать нуждается в адекватной поддержке окружающих. Стиль, в котором она ведет себя с полностью зависимым от нее ребенком, в свою очередь зависит от того, как мать может воспринимать и вести себя в межличностных рамках своей жизненной ситуации. Поэтому диада матери и ребенка – не изолированный остров. Мать является посредником, представляя ребенку в симбиозе внешнюю группу, а окружению – потребности ребенка. Ибо ребенок не только формируется группой, он и сам меняет ее жизненную ситуацию, в которую входит при рождении, уже до рождения влияя на поведение и фантазии членов группы. Именно в этой функции посредника заключается значение решающего влияния матери на жизненную ситуацию человека вообще.
Поэтому процесс симбиотического взаимодействия является также решающим относительно успеха развития соматического Я и формирования соматической идентичности, образующего основу дальнейших шагов развития. Формирующая сила этой ситуации раннего развития определяется интернализацией ребенком различных аспектов вспомогательного Я матери и «facilitating environment» первичной группы в форме границы между Я и окружением и представительства образов, окружающих внутри Я. Отграничение дает собственную идентичность, функциональный аспект которой Рапапорт (1958) описал как «относительную автономию». В дальнейшем эта идентичность во взаимодействии с окружающим миром, с одной стороны, постоянно расширяется и дифференцируется, с другой же – должна постоянно подтверждаться вновь и вновь.
Нарушения развития идентичности могут появляться в каждой фазе этого процесса на протяжении всей жизни индивидуума. Они всегда заложены в бессознательной динамике группового процесса по отношению к таким внешним группам, как семейная и профессиональная, а также интернализованному в раннем детстве представительству первичной группы. Поэтому если здесь подчеркивается решающее для жизни значение симбиоза и первичной группы, это не означает, что влияние более поздних жизненных групп не является важным. Ранняя групповая ситуация значима потому, что, исследуя ее, мы можем получить информацию, позволяющую нам понять, что является ядром каждого болезненного процесса, а именно: кризис в формировании, поддержании и развитии собственной идентичности. Такой кризис всегда является индивидуальным выражением кризиса группы.
Амбивалентность матери – предыдущая | следующая – Психосоматическая симптоматика у ребенка