canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Сверстники и юношеские группы. Потребность в общении со сверстниками.

Глава V. Общество сверстников и юношеские группы

V. 1. Общество сверстников как фактор социализации

Одна из главных тенденций переходного возраста — пере­ориентация подростка и юноши с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных себе по положению. Эта переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выра­жена в разных сферах деятельности, в которых престиж стар­ших и сверстников, как мы видели, неодинаков, но такая пере­ориентация происходит обязательно.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка уже в 4—5 лет (по не­которым данным — даже раньше) и с возрастом неуклонно уси­ливается. Отсутствие общества сверстников уже у дошкольни­ков отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания личности. Поведение же подрост­ков по самой сути своей является коллективно-групповым.

Каковы психологические функции общества сверстников в юности?

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфи­ческий канал информации, по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстни­ков, поэтому их отсутствие может задержать его психосексу­альное развитие или придать ему нездоровый характер, если нет других источников такой информации.

Во-вторых, это специфический вид деятельности и межлич­ностных отношений. Групповая игра, а затем и другие виды сов­местной деятельности вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться кол­лективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому комму­никативных качеств. Соревновательность групповых взаимоот­ношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. По выражению французского писатели А. Моруа, школьные товарищи — лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарище­ской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацню oт взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет решающее значение для юношеского самоуважения.

Рост влияния сверстников с возрастом проявляется прежде всего в том, что увеличивается количество времени, проводи­мого старшеклассником среди ровесников, по сравнению с вре­менем, проводимым с родителями. Нормы и критерии, принятые в кругу сверстников, становятся в некоторых отношениях психо­логически более значимыми, чем те, которые существуют у стар­ших. Наконец, растет потребность в признании и одобрении со стороны сверстников.

Но, как мы уже видели, соизмерять влияние старших и свер­стников механически, без учета конкретных социальных усло­вий и сферы деятельности, нельзя.

Прежде всего о каких сверстниках идет речь? Имеется ли в виду одинаковость хронологического возраста или скорее равенство социального статуса, положения в семье и обществе? В психологической и социологической литературе часто утверж­дается, что «общество сверстников», т. е. специфическая форма взаимодействия и коммуникации детей и особенно подростков и юношей одного и того же возраста, является универсальным институтом, существующим не только во всех человеческих об­ществах, но и у многих животных. Это представление не совсем точно. Подростковые и юношеские группы действительно суще­ствуют и у людей, и у приматов, но они большей частью раз­новозрастные. Именно разновозрастность делает их функцио­нально необходимыми для передачи детям некоторых не закодированных генетически аспектов поведения, для охраны маленьких детей от внешних опасностей (как дополнение и про­должение материнских функций) и для обеспечения более или менее гладкого включения подрастающего поколения во взрос­лую жизнь. Такие группы объединяют подростков и юношей, равных друг другу по своему социальному статусу, т. е. еще не взрослых, находящихся в процессе созревания или социализа­ции, но не обязательно строго по возрасту. В частности, широ­ко распространенные в древних обществах и описанные этногра­фами мужские союзы и юношеские группы (возрастные группы, тайные общества, мальчишники, холостячестна, королевства шу­тов и т. д.) очень часто связаны с задачами воинского обуче­ния. Отделение мальчиков-подростков от женщин преследует цель ослабить идентификацию мальчиков с матерью и вырастить из них хороших воинов. Что же до возрастнооднородных групп, то они, как мы уже видели, исторически возникли толь­ко в новое время (школьный класс) и поддерживаются орга­низацией воспитания и обучения по возрастному принципу.

психологический климат – предыдущая | следующая – общество сверстников

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога в психологическом центре Просвет.

Яндекс.Метрика