Яндекс.Метрика

Глава V. Общество сверстников и юношеские группы

V. 1. Общество сверстников как фактор социализации

Одна из главных тенденций переходного возраста — пере­ориентация подростка и юноши с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных себе по положению. Эта переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выра­жена в разных сферах деятельности, в которых престиж стар­ших и сверстников, как мы видели, неодинаков, но такая пере­ориентация происходит обязательно.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка уже в 4—5 лет (по не­которым данным — даже раньше) и с возрастом неуклонно уси­ливается. Отсутствие общества сверстников уже у дошкольни­ков отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания личности. Поведение же подрост­ков по самой сути своей является коллективно-групповым.

Каковы психологические функции общества сверстников в юности?

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфи­ческий канал информации, по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстни­ков, поэтому их отсутствие может задержать его психосексу­альное развитие или придать ему нездоровый характер, если нет других источников такой информации.

Во-вторых, это специфический вид деятельности и межлич­ностных отношений. Групповая игра, а затем и другие виды сов­местной деятельности вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться кол­лективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому комму­никативных качеств. Соревновательность групповых взаимоот­ношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. По выражению французского писатели А. Моруа, школьные товарищи — лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарище­ской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацню oт взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет решающее значение для юношеского самоуважения.

Рост влияния сверстников с возрастом проявляется прежде всего в том, что увеличивается количество времени, проводи­мого старшеклассником среди ровесников, по сравнению с вре­менем, проводимым с родителями. Нормы и критерии, принятые в кругу сверстников, становятся в некоторых отношениях психо­логически более значимыми, чем те, которые существуют у стар­ших. Наконец, растет потребность в признании и одобрении со стороны сверстников.

Но, как мы уже видели, соизмерять влияние старших и свер­стников механически, без учета конкретных социальных усло­вий и сферы деятельности, нельзя.

Прежде всего о каких сверстниках идет речь? Имеется ли в виду одинаковость хронологического возраста или скорее равенство социального статуса, положения в семье и обществе? В психологической и социологической литературе часто утверж­дается, что «общество сверстников», т. е. специфическая форма взаимодействия и коммуникации детей и особенно подростков и юношей одного и того же возраста, является универсальным институтом, существующим не только во всех человеческих об­ществах, но и у многих животных. Это представление не совсем точно. Подростковые и юношеские группы действительно суще­ствуют и у людей, и у приматов, но они большей частью раз­новозрастные. Именно разновозрастность делает их функцио­нально необходимыми для передачи детям некоторых не закодированных генетически аспектов поведения, для охраны маленьких детей от внешних опасностей (как дополнение и про­должение материнских функций) и для обеспечения более или менее гладкого включения подрастающего поколения во взрос­лую жизнь. Такие группы объединяют подростков и юношей, равных друг другу по своему социальному статусу, т. е. еще не взрослых, находящихся в процессе созревания или социализа­ции, но не обязательно строго по возрасту. В частности, широ­ко распространенные в древних обществах и описанные этногра­фами мужские союзы и юношеские группы (возрастные группы, тайные общества, мальчишники, холостячестна, королевства шу­тов и т. д.) очень часто связаны с задачами воинского обуче­ния. Отделение мальчиков-подростков от женщин преследует цель ослабить идентификацию мальчиков с матерью и вырастить из них хороших воинов. Что же до возрастнооднородных групп, то они, как мы уже видели, исторически возникли толь­ко в новое время (школьный класс) и поддерживаются орга­низацией воспитания и обучения по возрастному принципу.

психологический климат – предыдущая | следующая – общество сверстников

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога в психологическом центре Просвет.