III. Мотивация и волевые процессы (воля). (Продолжение).

Что касается суицидной активности, не заканчивающейся смертью, то мы различаем: фактическую, хотя и неудачную попытку само­убийства (помешает случайный прохожий) и целенаправленное су­ицидное поведение, независимо от того, было ли оно мотивировано тревожным призывом о помощи и мольбой о понимании, или имело характер нажима и даже шантажа (истеричная жена по самым незначительным поводам угрожает самоубийством).

Изучение мотивации и причин суицидной активности необходимо дополнить исследованием личности, совершающей эти попытки по­скольку, очевидно, можно предполагать, что это особая структура лич­ности (вместе с другими факторами), которые действуют так что один человек з определенных обстоятельствах прибегает к самоубийству а другой – ни в коем случае.

Все исследования свидетельствуют о мультивариационных факто­рах суициднои активности, и нет единого мнения в том, какие факторы личности поддерживают склонность к суицидным реакциям’, Наши собственные исследования (1972) выявили повышенную эмоциональную лабильность слаоой нервной системы (боязливость,” нерешительность чувствительность к нагрузкам, депрессивность, интровертность страх и чувство вины, склонность к усиленной напряженности, автоакузацион- ные тенденции).

Подтвердилось, что структура личности у лиц, совершающих су­ицидные попытки, характеризуется некоторыми специфическими свойствами из которых суицидная активность хотя прямо и не вытека­ет, но они облегчают ее или создают предрасполагающую почву для су­ицидного поведения и действия.

Поэтому хорошие результаты дает психотерапия, которая способна изменить ценностный хаос или инверсионную ценностную ориентацию в положительные ценности, в которых преобладают сверхличностные цели над чувством бессмысленности жизни. Во многих случаях перед на­чалом психотерапии лиц, склонных к суицидным попыткам, хорошо за­рекомендовал себя основной исходный тезис: «Вы не видите смысла жизни, но Вы также не можете доказать бессмысленность жизни и сле­довательно, Вы обязаны искать этот смысл, спрашивать.«

Гармония индивидалуальных и общественных потребностей инте­ресов и ценностей одновременно означает и гармонию в психической жизни человека. И наоборот, там, где имеется расхождение между тем в чем видит индивид удовлетворение своих потребностей, ценностей и постулатов (ценностей, реализации которых он требует, постулирует) и между тем, в чем в данном иторическом периоде заключается состо­яние общественных потребностей и ценностей, индивид попадает в кон­фликтные ситуации и положения

Мы видим, что дело является более сложным, чем старое понятие мотивов (побуждений), которые раньше рассматривались как гармония социальных и физиологических тенденций. Томас, Шеффер Штарч Поффенбергер и др. основными «мотивами» у нормальных здоровых людей считают следующие: стремление к безопасности, к пониманию к признанию и желание новых впечатлений; в анкетах Штарча: удовле­творение голода, желание потомства, стремление к обогащению к приз­нанию другими людьми – опять здесь имеет место очевидная в данном случае «американская» система ценностей. В психоанализе имеет место дальнеишии упрощенный перевод ценностей в потребности сексуальные, что является совершенным упрощением огромной сложности инди­видуальной и общественной жизни. И если мы действительно встречаем людей, у которых на первом месте стоят инстинктивные потребности, то это является доказательством того, что личность человека в целом осталась на биологическом уровне вне сферы культурного человека. Гу­манистическое понимание потребностей и ценностей подчеркивает един­ство между потребностями общества, которому служит индивид, и ме­жду потребностями и ценностями индивида, которому должно служить общество.

самоубийство – предыдущая | следующая – волевой акт