СПИДофобия (продолжение)

Терапевтический аспект: пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при СПИДофобии

Описание случая: «Я долгое время сижу на бомбе с часовым механизмом».                   

Дрожащий и испуганный, с выражением внутреннего напряжения ко мне на консультацию пришел 36-летний руководитель отдела. Он сразу же начал гово­рить о своей проблеме, которую никогда ни с кем не обсуждал. За несколько меся­цев до нашей встречи господин S., впервые в своей жизни побывал в борделе и вступил в интимную связь с одной проституткой. Несмотря на ВИЧ-отрицательные анализы и давности произошедшего, его не оставляет страх, что он может быть инфицирован СПИДом. Перенесенную гриппоподобную инфекцию с высокой температурой он принял за проявление сниженной иммунной защиты и след­ствие своей неверности. Вокруг посещения борделя был также целый ряд и других событий. На службе пациент достаточно длительное время не мог оградить себя от несправедливости своего шефа; одновременно, он должен был, тем не менее, пред­ставлять его интересы среди подчиненных; строительство дома, которое за два года полностью вымотало его и его жену, отодвинуло нежность, сексуальную активность и другие интересы на задний план. Финансовая нестабильность (затраты в связи со строительством) была еще одним угрожающим фактором, особенно на фоне его служебных проблем. Все эти трудности пациент пытался компенсировать ухо­дом от профессиональных и семейных перипетий. Речь идет о СПИДофобии с на­растанием реакции горя, на базе депрессивной структуры невроза. Центральную роль сыграли актуальные способности: верность, контакты, бережливость и дея­тельность. Видимо, в предыдущих попытках лечения, не обращали внимания на эти взаимосвязи и ограничились лишь отдельными соматическими симптомами

Это привело к хронизации симптоматики. Пациент, который производил впечат­ление человека с постоянно подавленным настроением, и в то же время достигше­го предельного напряжения, рассказал:

У меня всегда был страх, а я не знал перед чем. Это чувство возникает совершенно неожиданно, и я впадаю в депрессию. Я боюсь будущего, боюсь жизни. Мне кажется, счас­тье — это не для меня! Для самоубийства мне не достает смелости. Может быть, это страх перед смертью. «Одурачиваемый надеждой, человек танцует в руки смерти», — сказал Шопенгауэр, и я полностью согласен с ним.

В противоположность притче «Спасительная темнота» страх заболеть СПИ­Дом бросил яркий свет на профессиональные и семейные проблемы. Мое замеча­ние о том, что сигналы его расстройств могли бы заставить его пересмотреть нор­мы «общества», и вместе с тем надеяться на помощь, подготовило его к рас­смотрению своей фобии в более широких взаимосвязях (четыре сферы переработ­ки конфликтов). В процессе пятиступенчатой терапии пациент научился, привле­кая свое внимание к конфликтным сферам: деятельность/ профессия и контакты /партнерство, находить более широкий подход к реальности. После рассмотрения актуальной ситуации он сумел найти доступ к сопутствующему базовому конфлик­ту (отношения мать — сын), при проработке которого мы ориентируемся на изме­рение способности к любви (Peseschkian, 1980, S.106-117). Так как эта эдипова конфликтная ситуация основывалась на актуальных способностях Справедли­вость (см. ч.II, гл.1), Единство (см. ч.II, гл.39) и Любовь, мы рассматривали спо­собность любить и конкретно вести себя так, чтобы быть любимым.

Актуальная способность «Любовь»

Определение и развитие: способность к позитивным эмоциональным отноше­ниям, которая может быть направлена на ряд объектов в различной степени выра­женности. Любовь не определяет единого поведения: человек обладает способнос­тью любить другого и способностью вести себя так, чтобы быть любимым. Общая рекомендация «больше любите ребенка» помогает очень мало, если при этом от­сутствует указание в какой сфере есть недостаток любви, какой вид эмоциональ­ных отношений особо ценен. Важнейшие формы проявления любви в воспитании — это пример, терпение и время.

Как спрашивают о любви? Принимаете ли Вы себя (свое собственное тело)? Кто из Вас более склонен к принятию партнера? Хотели бы Вы только сами обла­дать Вашим партнером? Чувствуете ли Вы себя тревожно или стесненно в коллек­тиве? Что движет Вами, когда Вы делаете добро другому? Были ли Вы любимы родителями в детстве и юношестве? Щедро или скупо проявлялись в Вашем доме ласки, нежность или любовь?

Синонимы и расстройства: находить себя, зависеть от кого-либо, симпати­зировать кому-либо, нравиться, хорошо относиться, обожать. — Страх перед лю­бовью или страх лишиться любви, неуверенность, недоверие, ревность, чрезмер­ные ожидания, завышенные требования, капризы, сексуальные расстройства, уз­кий круг общения, эмоциональная тупость.

Особенности поведения: если Вы любите партнера, ведете ли Вы себя так, чтобы быть любимым? Если Вы себя ведете так, чтобы быть любимым, можете ли Вы дарить любовь и нежность? Какие актуальные способности, являются для Вас критерием принятия и любви партнера?

Проведенная терапия способствовала установлению адекватной реакции на горе и обусловила постепенное избавление от нарушений. Пациент теперь был в состоянии бороться со своим страхом перед смертью и заняться вопросами мировоззрения и жизненной философии. Лечение было закончено после 15 сеансов.

СПИДофобия – предыдущая | следующая – Опросник к СПИДофобии

Психосоматика и позитивная психотерапия