Яндекс.Метрика

Страх и депрессия (продолжение)

Больному были разъяснены четыре сферы переработки конфликтов; тот факт, что каждый может распределять свою энергию в этих четырех сферах.

Терапевт: «Я повторю то, что Вы рассказали. Проверьте, так ли я Вас понял…

  • В октябре 1980 г. внезапно умер Ваш школьный друг от инфаркта миокарда.
  • Ваша жена была тогда беременна.
  • У Вас возник страх смерти, спустя некоторое время после сдачи крови.
  • В 1981 г. Вам пришлось отказаться от продолжения образования незадолго до экза­мена, в связи с Вашей болезнью.
  • В 1981 г. с апреля по ноябрь, Вы не работали, в связи с болезнью.
  • С августа по ноябрь 1981 г. Вы были в больнице и практически не общались в этот период со своей семьей и друзьями.
  • Лечение в больнице было для Вас, отчасти, непонятным.
  • Затем Вы снова вернулись на свою работу, которая казалась Вам очень односторон­ней и скучной.
  • В феврале 1982 г. Вы начали обучение сразу на двух курсах и успешно закончили их в 1984 г.
  • В 1985 г. Вы сдали квалификационный экзамен.
  • В 1986 г. Вы начали работу как руководитель с образованием, но через две недели вынуждены были оставить это место в связи с нарушением слуха.
  • Спустя несколько недель Вы нашли новое место работы.
  • Вам пришлось переселиться в В.
  • В сентябре 1986 г. «неотложка» привезла Вас в больницу.

Перечисление всех этих событий больной воспринял с интересом.

Пациент: «Теперь понемногу становится ясно, почему я не могу выбраться из этой ямы. Сейчас я понимаю, что смерть моего друга, с которой все началось, из-за многого, чем я уже сыт по горло, отступила на задний план, но, тем не менее, по-прежнему, чрезвычайно тревожит меня. На это никто раньше вообще не обращал внимания…»

В данном случае, речь шла о сердечном неврозе типа Б, на базе патологичес­кой реакции горя (октябрь 1980 г.) с выраженным страданием. На первый план выступили упомянутые симптомы. Актуальным конфликтом стала поразившая смерть одноклассника, которая вызвала шокоподобную реакцию у нашего боль­ного. Базовым конфликтом была индифферентная и скорее похожая на гиперопе­ку позиция родителей, которая, создавая нечто вроде «скорлупы», не допускала никаких неожиданностей. Кроме того, кумулятивно действовавшие факторы означали для него новую конфликтную ситуацию. Это привело к полному уходу из предпочитаемой прежде сферы деятельности и достижений на фоне тенденции, к депрессивной структуре невроза. Во внутреннем конфликте больной быстро идентифицируется с объективным раздражителем, не в состоянии удерживать его на дистанции и чувствовать себя принуждаемым к действиям, при которых он быстро достигает границ своих возможностей в переработке конфликтов и ощу­щает себя в опасности. Его выученные концепции (достижения, послушание, на­дежда, аккуратность и справедливость) не помогают ему даже компенсаторно, так что дефицитарные первичные сферы получают преимущество на основе своей вну­тренней бесконтрольности. В этой связи его непоправимое нарушение слуха пред­ставляется существенным ограничением для тело — Я-ощущения (чувство физи­ческой неполноценности). Этим обусловливается ограничение профессиональной карьеры и уменьшение контактов (неуверенность). Проявляются тенденции к по­ведению посредством «бегства» и избегания, которые дополнительно усиливают его «страх смерти» и имеют свою динамику. Смерть коллеги (от инфаркта миокар­да) во время лечения вновь актуализировала его проблемы. Описанные симптомы стали нарастать, но не в такой степени, как до начала лечения. Больной сам стал говорить о возможности лучшего контроля за своим состоянием. В профессиональ­ной сфере произошли изменения, которые повлекли за собой длительные и стрес- согенные перемены в рабочем процессе и деловых отношениях с коллегами.

При предыдущих курсах терапии, симптомы лечили медикаментозными и психодинамическими средствами. Ни потеря друга, которая была воспринята им чрезвычайно близко к сердцу и впоследствии дала ему шанс заинтересоваться этой экзистенциальной стороной жизни, ни микротравмирующие факторы еще ни разу серьезно не анализировались.

Ощущения больного – предыдущая | следующая – Установки пациента

Психосоматика и позитивная психотерапия