Яндекс.Метрика

III. 1. Умственное развитие (стиль мышления)

Умственное развитие старшеклассника заключается не столь­ко в накоплении умений и изменении отдельных свойств интел­лекта, сколько в формировании индивидуального стиля умствен­ной деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности, по определению Е. А. Климова, есть «индивидуально-своеобразная система пси­хологических средств, к которым сознательно или стихийно при­бегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (ти­пологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [1]. В познавательных про­цессах он выступает как стиль мышления, т. е. устойчивая сово­купность индивидуальных вариаций в способах восприятия, за­поминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования ин­формации.

Стиль мышления старшеклассника зависит от типа его нерв­ной системы, который влияет и на успеваемость. Так, по данным И. Е. Малкова, старшеклассники с инертной нервной системой в условиях перегрузки учебными заданиями учатся хуже, чем обладатели подвижного типа нервной системы, так как не ус­певают за быстрым темпом преподавания. Однако эти недостат­ки типа нервной системы могут компенсироваться другими ее свойствами. Лица с инертными нервными процессами компенси­руют запоздание, несвоевременность своих реакций более тща­тельным планированием и контролем своей деятельности.

Чем своеобразнее личность и чем сложнее ее деятельность, тем отчетливее выступает ее индивидуальный стиль. Как пока­зали данные В. С. Мерлина и его сотрудников, по уровню разви­тия интегральной индивидуальности юноша стоит выше подрост­ка; разные аспекты юношеской личности не только сами по себе сложнее, но и связаны друг с другом более тесно. Это про­является в его умственной деятельности и требует от учителя дальнейшей индивидуализации процессов обучения.

III. 2. Эмоции и чувства

Обсуждение проблемы творчества и индивидуального стиля уже показывает, сколь тесно познавательные процессы личности связаны с ее эмоциями. Вопрос об особенностях эмоциональ­ного мира подростка и юноши имеет и самостоятельное значе­ние. Тезис о повышенной эмоциональной возбудимости и реак­тивности переходного возраста мало у кого вызывает сомнения. Но по сравнению с кем эта реактивность кажется повышен­ной — по сравнению с ребенком или со взрослым? И каковы ее возрастные границы?

Можно считать доказанным, что некоторые особенности эмо­циональных реакций переходного возраста коренятся в гормо­нальных и физиологических процессах. Физиологи связывают подростковую психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения, переходы от экзальтации к де­прессии и от депрессии к экзальтации с нарастанием в пубер­татном возрасте общего возбуждения и ослаблением всех ви­дов условного торможения.

Группа болгарских психологов (Г. Д. Пирьов и др.), изучая возрастные срезы детей от 5 до 17 лет, нашла, что наиболее возбудимый тип нервной деятельности чаще всего встречается среди 5-летних. С возрастом процент возбудимых падает, а уравновешенных растет. В пубертатном возрасте (11—13 лет у девочек и 13—15 лет у мальчиков) доля возбудимых опять увеличивается, а после его окончания снова уменьшается. Но ме­тод возрастных срезов оставляет открытым вопрос о соотноше­нии возрастных черт и конституциональных особенностей.

Физиологические истоки эмоциональной напряженности на­гляднее видны у женщин: у них депрессия, раздражительность, тревожность и пониженное самоуважение тесно связаны с опре­деленным периодом менструального цикла (так называемое пременструальное напряжение), за которым следует эмоциональ­ный подъем. Трудности, непосредственно предшествующие на­чалу менструаций у девочек-подростков, на которые обратила внимание уже Ш. Бюлер, по-видимому, отражают в этом случае биологическую закономерность.

У мальчиков такой жесткой психофизиологической зависи­мости пока не обнаружено, хотя пубертатный возраст и для них труден. Советский психолог П. М. Якобсон нашел, что пик негативистских реакций как ко взрослым, так и к сверстникам при­ходится на 12,5—13,5 года, что совпадает с данными Бюлер. Практически все психологи мира считают наиболее трудным возрастом эмоционального развития 12—14 лет.

Но пик эмоциональной напряженности, тревожности и отри­цательных эмоций не обязательно совпадает с максимумом об­щей эмотивности (эмоциональной чувствительности). Кроме то­го, эмоциональные реакции и поведение подростков, не говоря уже о юношах, не могут быть объяснены лишь сдвигами гормо­нального порядка. Они зависят также от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуально-типологические раз­личия сплошь и рядом превалируют над возрастными. Психоло­гические трудности взросления, противоречивость уровня притя­заний и образа «я» нередко приводят к тому, что эмоциональ­ная напряженность, типичная для подростка, захватывает и годы юности.

_________________________________________________________________________________

[1] Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы, Изд-во Казанского ун-та, 1969), с 49; см. также: Мерлин В. С., Климов Е. А. Формирование индивидуаль­ного стиля деятельности в процессе обучения.— Сов. педагогика, 1967, № 4.

творческий потенциал – предыдущая | следующая – уровень тревожности

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.