Яндекс.Метрика

V. 2. Личность в организованном коллективе (стихийные группы)

Очень важно учитывать юношескую тягу к самостоятельно­сти. Даже в полностью комсомольском классе педагог не дол­жен смешивать классный коллектив, по отношению к которому он выступает в роли руководителя, и комсомольский коллек­тив, по отношению к которому он является старшим товарищем. Социальная активность старших школьников тесно связана с уровнем их самоуправления. Подмена убеждения приказом, а совета нажимом, с какими бы добрыми намерениями это ни де­лалось, ведет к росту пассивности и иждивенческих настроений, на которые часто жалуются и юноши и взрослые. Постановле­ние ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобра­зовательных школ и подготовки их к труду» особо подчеркива­ет необходимость активизировать деятельность органов учениче­ского самоуправления. Признано целесообразным создавать в восьмилетних и средних школах ученические комитеты, которые будут содействовать становлению сплоченных коллективов как действенного средства идейно-нравственного воспитания лично­сти. Подробная программа деятельности школьного комсомола содержится в решениях XVIII съезда ВЛКСМ.

V. 3. Спонтнные группы и свободное общение

Организаванный коллектив, склалывающийся в школе, является основной группой принадлежности старшеклассника. Но эта группа не единственная. Усложнение и внутренняя дифференциация деятельности и интересов личности проявляются, в частности в увеличении числа группп и общностей, к которым юноша так или иначе принадлежит. Существует два типа таких групп. во-первых, это организованные внешкольные коллективы – спортивные общества, клубы по интересам, кружки при Дворце пионеров и школьников или Доме пионеров и т.п. Они отличаются от классного коллектива по составу (внешкольные коллективы большей частью разновозрастные) и функциями (их деятельность обычно специализирована, тогда как школьный класс претендует на то, чтобы охватить личность целиком или, во всяком случае, в главных ее аспектах). Но, как и школьный класс, их направляют и организуют взрослые. Во-вторых, это разного рода стихийные группы, возникающие более или менее спонтанно и функционирующие вне педагогического контроля и руководства.

Стихийные группы, компании существуют среди подростков и юношей повсеместно. По данным массового обследования И. С. Полонского, в Курске стихийно-групповое общение охва­тывает не менее 80—85 процентов всех подростков и юношей. По составу эти группы большей частью (на девять десятых) разновозрастные, включают в себя и подростков и юношей. Со­циальный состав групп обычно также смешанный, объединяет школьников, молодых рабочих и учащихся ПГУ. Численность членов колеблется от пяти до 15 человек (две трети всех компаний). Немногим больше трети из них исключительно мужские, остальные объединяют и юношей и девушек.

Структура стихийных компаний зависит от их устойчивости и содержания совместной деятельности. Примерно половина обследованных И. С. Полонским компаний — постоянные, ста­бильные, остальные — временные, ситуативные. Это, естественно, порождает различия в степени структурной жесткости и чет­кости их организации. Постоянная компания имеет более ста­бильную ролевую дифференциацию, чем агрегат случайно встре­тившихся людей. В некоторых случаях уровень организованно­сти спонтанных групп не уступает организованности достаточно сплоченного классного коллектива. Однако, будучи основаны прежде всего на межличностных отношениях, стихийные группы не знают резкого расхождения между официальной, деловой структурой и структурой личных взаимоотношений, которое на­блюдается в организованных коллективах. Это касается, в част­ности, характера лидерства. В школьных классах официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Иногда его вы­двигают не столько сами ребята, сколько взрослые; успешность его деятельности зависит в этом случае oт того, сумеет ли он наладить контакт с неформальными лидерами, которые по тем или иным причинам не занимают официальных постов, но поль­зуются большим реальным влиянием. В стихийных группах, ка­ким бы острым ни было в них внутреннее соперничество, вожа­ком может быть только тот, кто обладает реальным автори­тетом.

Обнаружив, что лидерами в стихийных группах чаще всего становятся подростки и юноши, не нашедшие применения сво­им организаторским способностям в школе, И. С. Полонский изучил с помощью социометрии положение 30 неформальных ли­деров (имеющих самый высокий статус на своих улицах) в тех классах, где они учатся. Выяснилось, что у младших подростков сколько-нибудь резких расхождений между позицией в школе и на улице еще не наблюдается, но к VIII классу возникает, а в IX—X классах ощутимо просматривается тенденция расхож­дения статусов: чем выше социометрический статус юноши в стихийной группе, тем ниже он в официальном классном коллек­тиве. Этот разрыв в статусе и критериях оценок школьных и вне­школьных лидеров создает сложную психолого-педагогическую проблему.

Структура спонтанных групп во многом определяется их функциями. Юношеские группы полифункциональны и могут иметь различную направленность. Однако в первую очередь они удовлетворяют потребность в свободном, иерегламентирован- ном взрослыми общении.

Потребность в общении в подростковом и юношеском воз­расте очень велика. Формы организации общения, применяемые сейчас в школах, не удовлетворяют многих юношей и девушек. Они считают, что для школьных вечеров характерны «скука и плохая организация», «общая скованность», «большое число учителей, наблюдающих за порядком», «ограниченность в выбо­ре музыки и танцев» и «ограниченность во времени». К тому же вечера проводятся в школе довольно редко.

Мало чем может тут помочь и семья. Даже если родители готовы мириться с шумом и беспокойством, которые неизбежно причиняют молодые компании, ребята чувствуют себя под ро­дительским взором скованно.

комсомольская организация – предыдущая | следующая – юношеская субкультура

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога в в Москве.