canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Стихийные группы, компании. Особенности стихийных групп.

V. 2. Личность в организованном коллективе (стихийные группы)

Очень важно учитывать юношескую тягу к самостоятельно­сти. Даже в полностью комсомольском классе педагог не дол­жен смешивать классный коллектив, по отношению к которому он выступает в роли руководителя, и комсомольский коллек­тив, по отношению к которому он является старшим товарищем. Социальная активность старших школьников тесно связана с уровнем их самоуправления. Подмена убеждения приказом, а совета нажимом, с какими бы добрыми намерениями это ни де­лалось, ведет к росту пассивности и иждивенческих настроений, на которые часто жалуются и юноши и взрослые. Постановле­ние ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобра­зовательных школ и подготовки их к труду» особо подчеркива­ет необходимость активизировать деятельность органов учениче­ского самоуправления. Признано целесообразным создавать в восьмилетних и средних школах ученические комитеты, которые будут содействовать становлению сплоченных коллективов как действенного средства идейно-нравственного воспитания лично­сти. Подробная программа деятельности школьного комсомола содержится в решениях XVIII съезда ВЛКСМ.

V. 3. Спонтнные группы и свободное общение

Организаванный коллектив, склалывающийся в школе, является основной группой принадлежности старшеклассника. Но эта группа не единственная. Усложнение и внутренняя дифференциация деятельности и интересов личности проявляются, в частности в увеличении числа группп и общностей, к которым юноша так или иначе принадлежит. Существует два типа таких групп. во-первых, это организованные внешкольные коллективы – спортивные общества, клубы по интересам, кружки при Дворце пионеров и школьников или Доме пионеров и т.п. Они отличаются от классного коллектива по составу (внешкольные коллективы большей частью разновозрастные) и функциями (их деятельность обычно специализирована, тогда как школьный класс претендует на то, чтобы охватить личность целиком или, во всяком случае, в главных ее аспектах). Но, как и школьный класс, их направляют и организуют взрослые. Во-вторых, это разного рода стихийные группы, возникающие более или менее спонтанно и функционирующие вне педагогического контроля и руководства.

Стихийные группы, компании существуют среди подростков и юношей повсеместно. По данным массового обследования И. С. Полонского, в Курске стихийно-групповое общение охва­тывает не менее 80—85 процентов всех подростков и юношей. По составу эти группы большей частью (на девять десятых) разновозрастные, включают в себя и подростков и юношей. Со­циальный состав групп обычно также смешанный, объединяет школьников, молодых рабочих и учащихся ПГУ. Численность членов колеблется от пяти до 15 человек (две трети всех компаний). Немногим больше трети из них исключительно мужские, остальные объединяют и юношей и девушек.

Структура стихийных компаний зависит от их устойчивости и содержания совместной деятельности. Примерно половина обследованных И. С. Полонским компаний — постоянные, ста­бильные, остальные — временные, ситуативные. Это, естественно, порождает различия в степени структурной жесткости и чет­кости их организации. Постоянная компания имеет более ста­бильную ролевую дифференциацию, чем агрегат случайно встре­тившихся людей. В некоторых случаях уровень организованно­сти спонтанных групп не уступает организованности достаточно сплоченного классного коллектива. Однако, будучи основаны прежде всего на межличностных отношениях, стихийные группы не знают резкого расхождения между официальной, деловой структурой и структурой личных взаимоотношений, которое на­блюдается в организованных коллективах. Это касается, в част­ности, характера лидерства. В школьных классах официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Иногда его вы­двигают не столько сами ребята, сколько взрослые; успешность его деятельности зависит в этом случае oт того, сумеет ли он наладить контакт с неформальными лидерами, которые по тем или иным причинам не занимают официальных постов, но поль­зуются большим реальным влиянием. В стихийных группах, ка­ким бы острым ни было в них внутреннее соперничество, вожа­ком может быть только тот, кто обладает реальным автори­тетом.

Обнаружив, что лидерами в стихийных группах чаще всего становятся подростки и юноши, не нашедшие применения сво­им организаторским способностям в школе, И. С. Полонский изучил с помощью социометрии положение 30 неформальных ли­деров (имеющих самый высокий статус на своих улицах) в тех классах, где они учатся. Выяснилось, что у младших подростков сколько-нибудь резких расхождений между позицией в школе и на улице еще не наблюдается, но к VIII классу возникает, а в IX—X классах ощутимо просматривается тенденция расхож­дения статусов: чем выше социометрический статус юноши в стихийной группе, тем ниже он в официальном классном коллек­тиве. Этот разрыв в статусе и критериях оценок школьных и вне­школьных лидеров создает сложную психолого-педагогическую проблему.

Структура спонтанных групп во многом определяется их функциями. Юношеские группы полифункциональны и могут иметь различную направленность. Однако в первую очередь они удовлетворяют потребность в свободном, иерегламентирован- ном взрослыми общении.

Потребность в общении в подростковом и юношеском воз­расте очень велика. Формы организации общения, применяемые сейчас в школах, не удовлетворяют многих юношей и девушек. Они считают, что для школьных вечеров характерны «скука и плохая организация», «общая скованность», «большое число учителей, наблюдающих за порядком», «ограниченность в выбо­ре музыки и танцев» и «ограниченность во времени». К тому же вечера проводятся в школе довольно редко.

Мало чем может тут помочь и семья. Даже если родители готовы мириться с шумом и беспокойством, которые неизбежно причиняют молодые компании, ребята чувствуют себя под ро­дительским взором скованно.

комсомольская организация – предыдущая | следующая – юношеская субкультура

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога в в Москве.

Яндекс.Метрика