canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Старшеклассник в школе. Положение современного старшеклассника.

IV. 3. Положение в школе отношения с учителями

Сказанное в полной мере относится к школе.

Положение современного старшеклассника в школе довольно сложно и неоднозначно. С одной стороны, положение старших наладывает на юношей дополнительную ответственность. Старшеклассник, особенно комсомолец, чувствую себя помощником учителя, перед старшеклассником ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой стороны, в дисциплинарном отношениии, по своим правам он остается фактически на том же самом уровне, что и раньше. он обязан беспрекословно выполнять все требования учителей, не имеет права критиковать их, ученические организации часто функционируют под контролем и руководством классного руководителя и школьной администрации, причем иногда это руководство перерастает в мнлочную опеку.

Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается из его отношения к школе как к учреждению, к процессу обучения и знаниям, к учителям, соученикам. Младший школьник и даже подросток еще не различают этих моментов, они просто “любят” или “не любят” школу. Установки старшеклассников гораздо более дифференцированы. Его отношение к школе в целом характеризуется растущей сознатель­ностью и одновременно постепенным «вырастанием» из школы. Это хорошо показано в работах Л. И. Божович и ее сотруд­ников. Он обязан беспрекословно выполнять все требования учителей.

Учение — ведущая деятельность старшеклассника; получение среднего образования в современных условиях является граж­данским долгом и жизненной потребностью каждого молодого советского человека. Но мотивы учения с возрастом меняются.

В I—II классах ребенок еще не осознает самого содержа­ния учебы и ориентируется главным образом на отметку, за ко­торой для него стоит определенное отношение учителя. В III—VII классах учение становится прежде всего средством завоевать престиж у сверстников, заслужить репутацию хороше­го ученика. Для старшеклассника все это уже менее сущест­венно. Учеба, приобретение знаний становится теперь прежде всего средством подготовки к будущей деятельности.

С этим связано более равнодушное отношение к учебной отметке, которую многие учителя считают важнейшим сред­ством педагогического воздействия. Конечно, отметка и для де­сятиклассника сохраняет большое значение. Анализируя сочи­нения старшеклассников Ленинграда, Ангарска, Воркуты и Петропавловска-на-Камчатке на тему «Что меня радует и огор­чает в школе?», Т. И. Мальковская отмечает большой удельный вес переживаний, связанных с оценкой знаний, ее объектив­ностью и влиянием на отношения с родителями и товарищами.

Исследования психологов ГДР также показывают, что удов­летворенность или неудовлетворенность своим характером у старших школьников тесно связана с тем, насколько они удов­летворены своими учебными успехами, а также своим положе­нием в классе. Тот, кто недоволен своими отметками, чаще бы­вает недоволен и своим характером. Но, в отличие от младших возрастов, решающее значение в регулировании поведения и степени самоуважения имеет уже не просто чужое мнение или норма, а интериоризованная система взглядов и ценностей.

Понимание учения как подготовки к жизни означает иной, чем у подростков, критерий оценки учебных предметов: на пер­вый план выходит не столько то, что увлекательно или легко дается, сколько то, что «важно», т. е. потребуется в будущем. В целом такая установка более «взрослая», но нередко при этом проявляется довольно примитивный практицизм и техни­цизм, в частности недооценка гуманитарных дисциплин, так как они «в дальнейшем не понадобятся».

Несмотря на понимание необходимости образования и на­личие внутренней потребности в нем, некоторые учащиеся снижают качество учебной работы. Почти половина старшеклассни­ков (в основном мальчики), опрошенных Т. И. Мальковской, не удовлетворены своей учебной деятельностью. Одни связыва­ют это с собственными недостатками (например, ленью), дру­гие — с недостатками учебного процесса. Особенно часто повто­ряются жалобы на перегрузку заданиями и нетворческий стиль обучения. Жалобы на недостаток самостоятельности сплошь и рядом сочетаются у старшеклассников с пассивным отношени­ем к учебе. Это имеет объективные причины. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совер­шенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977) отмечает, что школьные программы и учебники в ряде случаев перегружены излишней информацией и второстепенными материалами, что мешает выработке у учащихся навыков самостоятельной твор­ческой работы.

Если у взрослых, работающих людей количество свободного времени растет, то у школьников его становится меньше. По данным А. Я. Журкиной, обследовавшей бюджет времени около 10 тыс. старшеклассников Москвы, Таганрога и Смоленска, уча­щиеся, помимо классных занятий, ежедневно тратят на приго­товление домашних заданий в среднем 2 часа 40 минут, а наи­более добросовестные — 5—6 часов в день. Большинство стар­шеклассников занимаются и по воскресеньям, затрачивая на приготовление уроков в среднем 4—5 часов.

Вместе с отношением к учебе изменяется и отношение стар­шеклассников к школе как к учреждению. Подростки еще склон­ны рассматривать и описывать школу как свою естественную жизненную среду, «дом», в котором сосредоточены их основные переживания. «Школа,— говорит ученик VI класса,— это дом, где мы учимся, где учителя, которых мы любим или не любим, где интересно, иногда и скучно, но школа — это школа!» Старше­классники видят школу более функционально, как «учебное за­ведение, где дают знания и воспитывают из нас культурных лю­дей». Круг интересов и общения старшеклассника все больше выходит за пределы школы, делая ее только частью, хотя и важ­ной частью, его жизненного мира. В средних классах школьни­ков, главные интересы и общение которых сосредоточены вне школы, сравнительно немного, и такая ориентация учеников обычно служит тревожным сигналом. В IX—X классах это уже статистически нормальное явление. Школьная жизнь все чаще рассматривается как временная, имеющая ограниченную цен­ность. Как показывают исследования Р. Г. Гуровой и др., боль­шинство старшеклассников любят свою школу. Но, хотя стар­шеклассник еще принадлежит школе, референтные группы, с которыми он мысленно соотносит свое поведение, все чаще находятся вне ее.

са­мооценки друг друга – предыдущая | следующая – психологический климат

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.

Яндекс.Метрика