Яндекс.Метрика

Модель конфликта в позитивной психотерапии применительно к психосоматической медицине (продолжение)

Теория позитивной психотерапии в психосоматической медицине

а) Позитивное видение человека

Как содержащее в себе способности зерно пробивает себе путь в окружающей среде, взаимодействуя, например, с землей, дождем, садовником, так и человек развивает свои способности в тесных отношениях с окружающим его миром. В ос­нове концепции позитивной психотерапии лежит точка зрения, что каждый, без исключения, человек обладает двумя базовыми способностями: к познанию (когнитивностъ) и к любви (эмоциональность).

Способность к познанию означает: способность учиться и учить.

Каждый человек пытается познать внутренние связи действительности. Он спрашивает, почему яблоко падает на землю, почему растет дерево, почему светит солнце, почему движется автомобиль, почему существуют болезни и страдания. Он интересуется тем, что он такое, собственно говоря, есть, откуда он, для чего он. Это не только вопросы философии, но и вопросы, соответствующие одной осново­полагающей человеческой потребности. Особенность человека ставить такие во­просы и искать ответы на них является проявлением когнитивности. В воспита­нии она ограничивается передачей знаний.

Из способности к познанию развиваются вторичные способности, такие как пунктуальность, чистоплотность, аккуратность, послушание, вежливость, честность/открытость, верность, справедливость, трудолюбие/деятельность, бережливость, обязательность, точность и добросовестность.

Способность к любви означает: способность любить и быть любимым.

Оба компонента одинаково важны: способность активно устанавливать эмо­циональные отношения (любить) и способность эмоциональные отношения при­нимать и поддерживать (быть любимым). Способность к любви не равнозначна в своих проявлениях в зависимости от того, на кого она направлена. Если мы что-то изучаем, приобретаем, создаем, цель и смысл этой деятельности зависят от того, для чего и для кого это делается: для нас самих, для нашего партнера и наших близких, для наших коллег, государств, наций, человечества, для ближайшего или далекого будущего или против него.

Способность к любви ведет в своем дальнейшем развитии к первичным спо­собностям (табл. 2), таким как умение любить, быть примером, иметь терпе­ние, уделять время чему-то, умение устанавливать контакты, проявлять и принимать нежность и сексуальность, уметь доверять, иметь надежду, уметь верить и уметь сомневаться, приобрести уверенность и устанавливать един­ство.

Первичные и вторичные способности мы обозначаем как актуальные способ­ности.

В этом смысле мы понимаем способности к познанию и любви как присущую каждому человеку особую предрасположенность, требующую ее актуализации и дифференциации. Все другие способности могут быть развиты из этих двух базо­вых или рассматриваться как проявления их различных комбинаций и применять­ся к многообразным жизненным ситуациям. Обе базовые способности находятся в функциональной взаимосвязи: соответствующее развитие одной из них поддержи­вает и облегчает развитие другой. Каждый человек обладает базовыми способнос­тями, которые открывают ему огромные возможности. В зависимости от физичес­кого состояния, окружающей среды и времени, в которых живет человек, эти спо­собности дифференцируются и образуют неизменяемую структуру сущностных черт (неповторимость). Это означает не что иное, как то, что человек по своей сути добр.

Принцип базовых способностей обнаруживается в литературе в различном выражении. Все гуманитарные научные концепции используют прямо или кос­венно базовые величины или способности, на основе которых формируется пове­дение или восприятие. В одних теориях – это инстинкты, в других — способность к научению, в – третьих —эмоциональные величины типа «эндогамной основы». При этом вид и оценка какой-либо из базовых способностей соответствуют лежа­щему в основе видению человека.

Восприимчивое комплементарное отношение, которое во многом соответст­вует базовым способностям к познанию и любви, связывает между собой религию и науку. Последняя ближе стоит к когнитивности, в то время как религии и миро­воззрению соответствует эмоциональность. Тогда как религия претендует на то, чтобы давать смысл (дача смысла) и предполагает для этого обязательность, то наука по своему назначению видит задачей этот смысл найти (нахождение смыс­ла). Религия говорит нам, например, что мы должны быть верными и честными; психология спрашивает, почему кто – то верен или неверен, честен или нечестен?

Процесс лечения – предыдущая | следующая – Актуальные способности

Психосоматика и позитивная психотерапия