canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Сплоченность коллектива. Низкая и высокая сплоченость.

V. 2. Личность в организованном коллективе (школьный класс и комсомольская организация)

Но жизнедеятельность старшеклассника не замыкается рам­ками школы. Он сознает себя принадлежащим не к одному, а к нескольким разным коллективам, причем наиболее значимым из них будет тот, который даст юноше наибольшие возможно­сти для саморазвития и самореализации. А. С. Макаренко писал, что «самой реальной формой работы по отношению к личности является удержание личности в коллективе, такое удержание, чтобы эта личность считала, что она в коллективе находится по своему желанию — добровольно, и, во-вторых, чтобы коллек­тив добровольно вмещал эту личность» [1]. Для юноши важно не просто выполнение какой-то социаль­ной роли, но и то, чтобы эта роль соответствовала его индиви­дуальности. Он хочет, чтобы структура деловых отношений в классе максимально соответствовала структуре межличност­ных отношений. Однако это не всегда возможно. Придавая большое значение личным взаимоотношениям, Макаренко в то же время подчеркивал, что в рамках организованного коллек­тива «вопрос отношения товарища к товарищу — это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости» [2]. Для ранней юности типично эмоционально-личностное отно­шение к коллективу. Особенно большое значение придается его сплоченности, дружбе между его членами, причем требования эти нередко бывают максималистскими. В среднем старшекласс­ники положительно оценивают степень сплоченности своих классов, хотя девочки во всех возрастах настроены значи­тельно более критично, чем юноши, а городские школьники — более критично, чем сельские. Однако с возрастом межличностные отношения дифферен­цируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных дру­зей, с другой — происходит заметная дифференциация межлич­ностных отношений в самом классном коллективе. Как показы­вают социометрические исследования Я. Л. Коломинского, А. В. Киричука, X. Я. Лийметса и др. советских педагогов и пси­хологов, более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых» или «изолированных». Особенно сложным ка­жется положение последних. Критерии, определяющие социометрический статус старше­классника в его классном коллективе, сложны и многообразны. По данным Коломинского, на первом месте здесь стоит влия­ние на сверстников (значение этого качества с возрастом неук­ лонно увеличивается) и, как у младших подростков, физиче­ская сила; на втором месте — нравственные качества, которые непосредственно проявляются в общении, и общественная рабо­та; дальше идут интеллектуальные качества и хорошая учеба, трудолюбие и навыки труда, внешняя привлекательность; на по­следнем месте стоит стремление командовать. По данным Б. Н. Волкова, десятиклассники выше всего ценят качества лич­ности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с товарища­ми (честность, готовность помочь в трудные минуты жизни), на втором месте стоят волевые качества личности, на третьем — интеллектуальные достоинства. В исследовании А. И. Лутошкина дается иная последовательность предпочтений: интеллектуаль­ные качества, отношение к людям (доброта, отзывчивость), мо­ральные качества, волевые качества, деловые качества, внеш­ние данные (внешняя привлекательность, умение следить за со­бой и т. д.). Противоречивость этих данных может объясняться различием как в методах исследования (мотивы личной симпатии могут не совпадать с признаками, по которым человека выбирают для какой-то специализированной деятельности), так и в составе испытуемых (ценностные ориентации учащихся ПТУ могут не совпадать с ориентациями десятиклассников из спецшколы) и в условиях эксперимента (одно дело — сплоченный класс, дру­гое— диффузная группа). Не всегда учитываются половые раз­личия, хотя, например, набор качеств, приводимый Коломинским, выражает явно мальчишеские предпочтения. Групповой статус старшеклассника и его отношение к кол­лективу детерминируются, с одной стороны, индивидуально-личностными свойствами человека, с другой — особенностями данного коллектива и его деятельности. Весьма важен, например, вопрос о соотношении общительности как свойства личности, которое проявляется в деятельности общения относительно неза­висимо от содержания и ситуации этой деятельности, и коллек­тивизма как устойчивого положительного отношения личности к коллективу, его целям, ценностям и задачам. Опираясь на тео­рию темперамента В. С. Мерлина и стратометрическую кон­цепцию групповой активности Л. В. Петровского, И. X. Пикалов нашел, что общительность как свойство личности (она изме­ряется такими параметрами, как легкость — затруднительность, активность — пассивность в установлении контактов и широ­та — узость, устойчивость — неустойчивость круга общения) в некоторых условиях положительно связана с коллективистиче­ским настроем. Это особенно характерно для диффузных юно­шеских групп, в которых статус личности во многом зависит от уровня ее общительности, а высокий статус, в свою оче­редь, способствует выработке положительного отношения к груп­пе. С усложнением содержания совместной деятельности и структуры коллектива групповой статус личности в большей мере определяется ее деловыми и моральными качествами, включая отношение к коллективу, уровень социальной ответ­ственности и т. д., чем общительностью. Поэтому в классах с низкой сплоченностью общительность влияет на социометриче­ский выбор и по «деловым» критериям, тогда как в группе с вы­сокой сплоченностью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят также от отношения к коллективу.

_________________________________________________________________________________

[1] Макаренко А. С. Из истории коммуны имени Ф. Э. Дзержинского. — Соч. в 7-ми т. М., Изд-во ЛПП РСФСР, 1956, т. И, с. 399.

[2] Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. — Соч. в 7-ми т. М., Изд-во АПН РСФСР. 1957, т. V, с. 210.

общество сверстников – предыдущая | следующая – комсомольская организация

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога по семейным проблемам в Москве.

Яндекс.Метрика