Яндекс.Метрика

Развитие моторного поведения (созревание)

Имеем ли мы право теперь сделать вывод, что появление улыбки целиком зависит от созревания? Ответ должен быть отрицательным. Наблюдения показали, что разли­чия окружения недоношенных, нормальных и перено­шенных детей не влияют на фактический возраст, в кото­ром появляется улыбка. Возможно, что внешнее окруже­ние имеет решающее значение, но его влияние начинает сказываться только после достижения фактического воз­раста 44 недель. Результаты исследования могли бы озна­чать, что должен быть достигнут определенный уровень зрелости, прежде чем события окружающей среды могут оказать какое-то влияние на младенца. Для того чтобы действительно показать отсутствие решающего значения окружающей среды для развития, требуются дальнейшие исследования.

Для определения степени влияния окружающей среды на формирование поведения исследователи воспользова­лись также межкультурными различиями в способах вос­питания младенцев. Дело в том, что в разных культурах младенцы воспитываются по-разному. Если эти различия не оказывают влияния на развитие той или иной формы поведения, то можно считать, что поведение есть результат созревания, а не воздействия внешней среды. Классиче­ским примером исследовании подобного рода может слу­жить работа Денниса (1940) по изучению развития навы­ков ходьбы у индейцев культуры Хопи. Некоторые группы индейцев Хопи по традиции до сих пор продолжают при­вязывать младенцев в первые месяцы их жизни к доске (рис. 6.2). Привязанный таким образом младенец не может ни подняться, ни перевернуться, ни двинуть рукой. Его не освобождают даже для кормления, отвязывая только раз или два в день, чтобы поменять пеленки. Таких малы­шей сравнивали потом с теми детьми Хопи, чьи родители под влиянием европейской культуры старались ничем не ограничивать движений младенца. В результате, как это ни удивительно, не было обнаружено никакой разницы в развитии. Дети той и другой группы начали ходить без поддержки в возрасте около 15 месяцев. Кажущиеся суровыми методы традиционного воспитания никак не задержали развития детей по сравнению с другими, кому была предоставлена свобода. Это открытие могло бы гово­рить в пользу предположения о первичности созревания перед приобретением опыта в развитии поведения.

 

 

 

 

 

 

Рис. 6.2. Привязанный к доске младенец Хопи.

Одно из возражений против подобных экспериментов состоит в следующем. Несмотря на довольно большое число исследованных младенцев, индивидуального контроля над скоростью созревания не велось. В каждой, популяции младенцев возраст, в котором появляется та или иная форма поведения, различен. Некоторые дети просто раз­виваются быстрее, чем другие. Всякий раз, когда мы срав­ниваем одну группу с другой, необходимо учитывать, что одна из них может содержать больше быстро развивающихся младенцев, чем другая. Существуют различные способы предупредить подобную ошибку, простейший из которых заключается в исследовании возможно большего числа детей. Самым же эффективным способом является выбор для наблюдении пар генетически тождественных младенцев, чтобы генетически запрограммированная ско­рость развития была бы одинаковой. Этому требованию от­мечают однояйцевые близнецы. Считается, следовательно, что различия между ними являются только результатом различного воздействия внешней среды. Аналогичным образом, если различия окружения не приводят к разли­чиям поведения однояйцевых близнецов, то соответствую­щие формы поведения предположительно детерминированы генетически или степенью их зрелости.

На основе этой несколько сомнительной логической схемы было проведено довольно много исследований. Од­ним из самых интересных, разумеется с практической точки зрения, был опыт по приучению ребенка проситься на горшок, проведенный Макгроу (1940). Одного близнеца стали довольно рано приучать к горшку. Когда это меро­приятие увенчалось успехом, начали приучать второго близнеца. Он столь же быстро привык проситься на гор­шок, как и первый ребенок (см. рис. 6.3). Другими сло­вами, за 23 месяца тренировки был достигнут такой же результат, какой бывает и без нее,— удивительный факт, резко противоречащий всему тому, что обычно говорят на эту тему.

 

 

 

 

 

Рис. 6.3. Процент просьб на горшок от общего числа случаев для тренировавшегося и нетренированного близнеца (Из: М. В. МсGraw, «Neural maturation as exemplified in achievement of bladder control», J. of Paediatrics, 16: 580—590, 1940).

моторное поведение – предыдущая | следующая – навыки

Психическое развитие младенца. Содержание.