canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Соматотип и психика. Влияние соматотипа.

II. 2. Натуральный ряд развития (соматотип)

В целом, как замечает американский психолог Д. Клозен, телесные свойства, постоянные или временные, могут влиять на поведение и психику подростка по трем линиям. Прежде все­го относительная зрелость, рост и телосложение непосредственно влияют на соответствующие физические способности: имея пре­имущества в росте, весе и силе, мальчик-акселерант в течение ряда лет может без особого труда превосходить своих ровесни­ков-ретардантов в спорте и иных физических занятиях. Далее, зрелость и внешность имеют определенную социальную цен­ность, вызывая у окружающих людей соответствующие чувства и ожидания. Однако индивидуальные способности не всегда со­ответствуют ожиданиям, основанным на внешности; например, очень высокий мальчик с плохой координацией движений будет плохим баскетболистом, а ждут от него многого. Отсюда — третье измерение: образ «я», в котором преломляются собственные способности и их восприятие и оценка окружающими.

Если непосредственное влияние соматотипа на психику про­блематично, то опосредствованное его влияние бесспорно. Со­временная наука различает три главных соматотипа — эндоморфный (рыхлый, с избытком жира), мезоморфный (строй­ный, мускулистый) и эктоморфный (худой,костлявый), которые обладают в глазах людей неодинаковой привлекатель­ностью, причем эта оценочная шкала формируется довольно рано и весьма устойчива. Во всех возрастах наиболее привлека­телен мезоморфный тип, а наименее — эндоморфный тип. Со стройным, мускулистым телом подростки ассоциируют качества вожака, спортивность, энергичность и т. д. Напротив, толстяк, «жирный» часто является предметом насмешек.

Мезоморфный тип представляется желательным как для мальчиков, так и для девочек. У мальчиков особое восхищение вызывает также высокий рост. Для мальчика-подростка вели­чина и величие почти синонимы. Вот бесхитростное признание одного пятиклассника: «Хотя Юрий Гагарин был небольшого роста, я представляю его высоким. Ведь он совершил такой подвиг! А великий человек, мне кажется, должен быть обяза­тельно большого роста».

Ассоциативная связь между ростом и социальным статусом не чужда и взрослым. Американский психолог П. Уилсон пред­ставлял студентам нескольких классов своего колледжа одного и того же мужчину, которого он называл «мистер Инглэнд». В одном классе «мистер Инглэнд» выступал как студент из Кембриджа, во втором — как лаборант, в третьем — как препо­даватель психологии, в четвертом — как «доктор Ииглэнд, до­цент из Кембриджа», а в последнем — как «профессор Инглэнд из Кэмбриджа». После того как иностранный гость ушел, сту­дентов попросили максимально точно оценить рост «мистера Инглэнда». Оказалось, что по мере своего подъема по лестнице научных званий «мистер Ииглэнд» неуклонно увеличивался и в росте, так что последняя группа оценила его рост на пять дюй­мов выше, чем первая. Рост преподавателя, который ходил вме­сте с «мистером Инглэндом» и звание которого не менялось, во всех классах оценили совершенно одинаково. Этот остроум­ный эксперимент подтверждает, что, чем выше социальный ста­тус человека, тем больше люди склонны переоценивать его рост.

Сопоставление поведения детей от 5 до 16 лет с их внеш­ностью и физическим развитием в рамках Калифорнийского лонгитюда показало, что между соматотипом, с одной стороны, и психикой и поведением — с другой, существует определенная зави­симость. Высокие, рослые мальчики держались более естест­венно, меньше рисовались, требовали к себе меньше внимания и, за исключением детского возраста (5—7 лет), были более сдержанными. Они были также намного послушнее, чем их низ­корослые ровесники, хотя с возрастом связь между ростом и послушанием уменьшалась, сходя к 14—16 годам на нет. Осо­бенно большая разница между акселерантами и ретардантами в степени «показного» поведения и сдержанности наблюдалась в 11 —13 лет, когда акселерированные мальчики как раз всту­пали в период скачка в росте.

Существует тесная связь между внешностью подростка и его оценкой одноклассниками. У мальчиков 14—16 лет возраст по­лового созревания значимо связан только с одной из таких оценок — сверстники считают акселерантов более «уверенными». Зато рост связан с четырьмя оценками, маскулинность тело­сложения — с шестью, физическая сила — с десятью, мезоморф­ный тип — с четырнадцатью оценками (из 20).

У девочек соматотип и оценка со стороны ровесниц также связаны, но менее тесно, чем у мальчиков.

В оценке подростков психологами проявилась та же тенден­ция: мальчики с выраженными компонентами мезоморфности выглядели более агрессивными, более популярными, менее ин­троспективными и более социально зрелыми, чем мальчики, у которых мезоморфных компонентов мало.

Больше всего трудностей в отношениях со сверстниками на­блюдалось у мальчиков с выраженной эндоморфиой конституци­ей, особенно в подростковом возрасте. Эти мальчики редко за­нимают ведущее положение среди сверстников, часто являются предметом насмешек, имеют меньше возможностей выбора дру­зей и чаще испытывают потребность в поддержке.

акселерантки – предыдущая | следующая – ретарданты

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.

Яндекс.Метрика