Соматическое чувство Я и его нарушения
Значительный вклад в понимание взаимосвязи между восприятием Я и соматическими ощущениями внесли исследования Пауля Федерна (1952). В своих работах по психологии Я Федерн прежде всего интересовался различными «состояниями Я». Для него Я не равнозначно сумме своих функций, это прежде всего – постоянное психическое переживание, обозначаемое им как чувство Я». Он утверждает: «Чувство Я можно описать как чувство связи психики и соматики во времени и содержании, причем связь следует поникать как непрерывное или как восстанавливающееся единство». Он различает психическое и соматическое чувство Я: «Соматическое чувство Я есть совокупное чувство всех двигательных и сенсорных возбуждений, касающихся собственного тела; оно содержит единое чувство загрузки сенсомоторного аппарата инстинктивными импульсами. Соматическое чувство Я не идентично схеме тела, то есть совокупности упорядоченного восприятия тела» (Federn, 1926). Соматическое чувство Я может быть частью Психического чувства Я, но может восприниматься и отдельно, например, оно пo большей части отсутствует во сне, где переживается лишь психическое Чувство Я.
У Федерна Я в целом – континуум меняющихся состояний Я. исследованных им прежде всего в рамках изучения сна и психозов. Здесь центральное место занимает его концепция «границ Я», отделяющих Я от не-Я изнутри и снаружи. Динамическое единство Я окружено гибкими границами, охватывающими сферу чувства Я на различном протяжении и служащими своего рода периферическим органом восприятия окружающего и внутреннего мира.
Эта концепция границ Я, первоначально выдвинутая Виктором Таском (1912), описана самим Федерном (1952): «Использование слов “граница”‘ или “периферия” необходимо, чтобы выразить, что Я ощущается настолько, насколько хватает чувства единства его содержания. Это чувство четко отличает все, что в данный момент принадлежит Я, от всех прочих, не включенных в Я психических элементов и комплексов. Поскольку существует чувство единства, есть и граница его. Это не просто феноменологическая констатация факта. Теория состоит лишь из одного тезиса: следует признать, что чувство единства Я обусловлено взаимосвязанной загрузкой Я… Это допущение просто, но имеет далеко идущие следствия, простирающиеся далее, чем это .предполагалось Фрейдом или другими психоаналитиками, занимавшимися психологией Я, включая Шильдера, обладавшего наибольшим мужеством и интуицией по сравнению с другими. Оно ведет к исследованиям, выходящим за пределы функций, аспектов, содержаний и комплексов Я. Все эти феномены никогда не сформировали бы Я, если бы им не была свойственна постоянная специфическая загрузка, природа которой заключается в том, чтобы быть тотальным единством» (Federn, 1952).
Эту «специфическую загрузку» Федерн обозначает как «ego catliexis», заполняющую, наряду с разными функциями, границы Я, от протяженности которых зависит интенсивность актуального чувства Я. Он предполагает, что Я загружается нарциссическим либидо, служащим самосохранению и независимым от сексуального либидо и инстинкта смерти (Federn, 1952). Федерн отличает функцию границы Я, обусловливающую единство чувства Я за счет обособления от не-Я, от функции оценки реальности, занимающей центральное место в концепции Хартмана.
Анализируя состояния отчуждения, Федерн (1927) утверждает, чго чувства отчуждения не являются результатом чрезмерной нарциссической загрузки Я, а как раз наоборот, свидетельствуют о «снижении нарциссической загрузки». «Мы твердо убеждены, – продолжает он — что должна сохраняться очевидность границ телесного Я (благодаря достаточности нарциссической загрузки. – Г. А.), чтобы внешний мир оставался очевидным. Следовательно, наряду с оценкой реальности, благодаря которой окружающий мир распознается в его независимости от Я, мы обладаем стойким чувством очевидности внешнего мира, возникающим благодаря тому, что стимулы извне проходят через границы соматического Я, снабженные особым качеством телесного чувства Я. Психическое представительство соматической границы Я, чувство очевидности иногда отсутствует лишь для каких-то ее участков. Легкая степень нарушений, то есть простое притупление чувствительности границы Я, может еще компенсироваться произвольным усилием. Это усилие сопровождает оценку реальности, вместе с ним появляется и чувство очевидности. В норме же имеется постоянно полное чувство тела, стойко и незаметно дающее отграничение от внешнего мира».
С помощью освещенного здесь вкратце теоретического инструментария Федерну (1952) удается подвергнуть детальному анализу ощущение боли, на решающее значение которого в развитии соматического Я указывал уже Фрейд (1923b). Хотя при этом он имеет в виду прежде всего «психическую боль» (mental pain), его концепция, с моей точки зрения, имеет ценность и для теории психосоматических заболеваний.
Федерн понимает болевой опыт как специфическое действие Я. Он различает две формы переживания боли: «страдание от боли» (suffering) и «ощущение боли» (feeling). Страдание от боли он понимает как выражение активной деятельности Я, в ходе которого вызывающее боль событие (отсутствие удовлетворения потребности или потеря любимого объекта) заключено в границы Я и переживается в них, причем Я воспринимает полную интенсивность происходящего. Боль в этом случае «поглощается и переваривается Я». Простое же ощущение боли понимается Федерном как процесс, при котором вызывающее боль событие воспринимается и перерабатывается не в границах Я, а как нападение извне, болезненно затрагивающее границу Я. Болезненное событие не принимается Я и поэтому не может быть им переработано. При каждом возвращении или каждом воспоминании об этом оно с той же интенсивностью натолкнется на неизмененную границу Я и, в конце концов, вызовет травматические последствия.
Эту неспособность Я переработать болезненное переживание или абсорбировать в смысле «еды и переваривания», тем самым меняя и дифференцируя себя, или изолировать себя без тревоги и чувства вины с помощью механизмов зашиты, Федерн понимает как выражение недостаточной загрузки границ Я нарциссическим либидо. В то время как достаточная нарциссическая загрузка границ позволяет Я сначала переносить воспринимаемую боль, а затем адекватно ее переработать, недостаток нарциссической загрузки границ Я делает его пассивным по отношению к любому болезненному событию. Каждая фрустрация, каждая потеря объекта воспринимаются как непосредственная угроза обеспечиваемому границами единству Я и должна немедленно отражаться как опасная для его целостности.
Федерн обозначает эту слабость Я как «первичную неспособность» Я переносить страдание от боли, принимать его и перерабатывать в рамках дифференцирующего границы Я процесса. Он предполагает, что эта первичная неспособность становится исходным пунктом порочного круга, где непереработанные переживания боли в форме простого чувства боли, оставшегося внешним относительно границ Я, накапливаются, навязывая потом слабому Я отраженный болевой опыт в виде аффективных нарушений или злоупотребления психоактивными веществами. Все эти формы реакций Федерн сводит к «элементарной недостаточной способности переносить и выстрадать душевную боль». В основе всех реакций лежит неспособность принять и переработать пережитую боль, поскольку в силу недостаточной загрузки границ Я это привело бы к дезинтеграции личности.
С моей точки зрения, психосоматическое заболевание имеет динамику, сходную с описанной Федерном для аффективных расстройств и злоупотребления психоактивными веществами. Психосоматический симптом имеет в этом случае функцию избавления слабого Я от переработки вызывающего боль события в смысле «suffering», являясь хронифицированной формой чуждого Я чувства боли в смысле «feeling». «Эквивалент», заменяющий действительное переживание и переработку болевого опыта, может одновременно пониматься как попытка более или менее саморазрушающим образом сохранить недостаточно снабженное «ego cathexis» Я от угрожающей дезинтеграции.
В этом смысле я понимаю психосоматический симптом как саморазрушительную попытку восполнить и компенсировать нарциссический дефицит, возникший при формировании границ Я, и таким образом сохранить интеграцию личности. Я описал этот структурный нарциссический дефицит как дефект отграничения Я, назвав его «дырой в Я» (Ammon, 1971 d, е; 1972b, с, d; 1973а) и считаю, что такая дыра в Я в смысле более или менее генерализованного структурного нарциссического дефицита не только образует структурную базу психосоматических заболеваний, но и ответственна за генез и динамику психотических заболеваний шизофренного и аффективного кругов, пограничных синдромов и сексуальных перверсий. Все эти заболевания, которые я понимаю как спектр архаических болезней Я, с моей точки зрения, связаны с нарушением развития Я в самом раннем детстве, приведшим к структурным дефектам границы Я и к патологической деформации центральных функций Я (Ammon, 1973а). В дальнейшем я хотел бы обратиться к проблеме генеза подобного структурного дефекта в развитии Я, чтобы разъяснить, при каких условиях «дыра в Я» может стать основой психосоматического заболевания.
Концепция регрессивной ресоматизации функций Я – предыдущая | следующая – Возникновение соматического Я