12. Непродуманная система социального контроля
Социальный контроль является важнейшим компонентом процесса воспитания в семье и включает в себя систему требований и запретов, а также санкций и поощрений. Как правило, капризы, истерики, негативные реакции со стороны ребёнка наблюдаются в случае чрезмерности требований и запретов, их противоречивости и/или непостоянства, применении наносящих вред эмоциональному благополучию ребёнка наказаний и дефиците поощрений. Всё это ведёт к переживанию ребёнком эмоционального отвержения, страху, тревоге, потере чувства безопасности. Может быть, в таком случае в воспитании вообще обойтись без контроля, требований и запретов, не ограничивать свободу ребёнка? Однако такое решение было бы не совсем верным, поскольку именно соблюдение правил и ограничений обеспечивает ориентацию в системе человеческих норм и ценностей, лежит в основе развития саморегуляции и самодисциплины, способствует моральному развитию. Тогда попытаемся выделить основные критерии, которым должна соответствовать система эффективного социального контроля:
– Во взаимодействии с ребёнком желательно формулировать требования и меньше запретов: требования содержат указание на желаемые образцы поведения (то как надо делать), конкретизируют позитивные ожидания, выполняют мотивирующую функцию; запреты – это указание на запрещённую модель поведения (как делать не надо), они определяют негативные ожидания и приводят либо к пассивности и безынициативности либо стимулируют попробовать то, что запрещено.
– Количество требований и запретов в целом нужно сводить к минимуму. Очень часто обилие требований и запретов связано с установкой родителей на воспитание «удобного», послушного ребёнка. В данном случае стоит расставить приоритеты – «хороший» ребёнок или ребёнок, обладающий такими важными личностными качествами как любознательность, смелость, самоуважение, целеустремлённость. Последнее не всегда «удобно» в повседневной жизни, но возможно оно стоит того.
– Требования и запреты должны быть обязательны для выполнения всегда и всеми (и родителями тоже). Не должно быть ситуаций двойных стандартов, случаев отмены запретов и их внезапного возобновления.
– Требования и запреты не должны противоречить друг другу. Особенно это актуально когда в воспитательном процессе активное участие принимают члены расширенной семьи.
– Требования и запреты должны вводиться в понятной для ребёнка форме с указанием возможных последствий поступка ребёнка.
– Требования и запреты должны вводиться до ситуации их нарушения, а не после или во время.
– Не стоит прибегать к таким неэффективным и наносящим вред психологическому здоровью ребёнка наказаниям как физическая и вербальная агрессия, аффективные воздействия, лишение родительской любви, ограничение активности ребёнка, инициирование чувства вины. Более продуктивны в данном случае будут блокирование нежелательного действия, наказание естественными последствиями, логическое объяснение, доступное возрасту и пониманию ребёнка.
– Нельзя лишать ребёнка и положительной обратной связи, поощрений, похвалы, ласки. Но всё это должно быть адекватно встроено в воспитательную систему родителя: с одной стороны, поощрения должны быть связаны с поступком ребёнка, а с другой – нельзя использовать награды, подарки, ласку и т.п. только как подкрепления. В противном случае ребёнок становится чрезмерно капризным, начинает постоянно требовать подарки, поощрения.
Отдельно стоит оговорить те случаи, когда капризы, истерики ребёнка связаны с возрастными нормативными кризисами (кризис 3 лет, подросткового возраста). В данной ситуации важно понимать следующее:
- Кризисы являются нормальными и естественными этапами на пути развития человека, и за негативными симптомами (капризность, своеволие, упрямство, негативизм) кроются позитивные, продуктивные изменения. Позитивные изменения личности невозможны без отказа, перестройки прежних форм взаимодействия, общения.
- Кризис развития всегда связан с перестройкой системы отношений ребёнка с окружающими с учётом его возросшей компетентности и является формой этой перестройки.
- Со стороны родителей и других близких взрослых в данном случае требуется терпение и понимание того, что за негативными симптомами кроются позитивные изменения личности их ребёнка. Кроме того, поможет здесь умение быть открытым, готовым к перестройке отношений с ребёнком, помочь ему в поиске средств решения конфликта, а не блокирование внешних негативных реакций. Например, основным содержанием кризиса 3 лет является возросшая самостоятельность ребёнка, появление позиции «Я сам», возникновение воли, желания действовать самостоятельно, быть как взрослый при объективно недостаточной компетентности и неспособности занять позицию взрослых. Кризис затягивается, если родители ограничивают проявления независимости ребёнка, наказывают или высмеивают попытки самостоятельности, в данном случае у ребёнка формируется комплекс стыда и неуверенности. Кризис не разрешается и в ситуации, когда взрослый беспрекословно принимает позицию ребёнка «хочу», развивает в нём вседозволенность. Позитивным разрешением ситуации будет в данном случае предоставление ребёнку сферы деятельности, где бы он мог проявить самостоятельность, встать на позицию взрослого, и идеальной формой для этого является сюжетно-ролевая игра. Таким образом, взрослый, побуждая ребёнка к игре, помогает ему разрешить основной конфликт кризисного периода и перейти в следующий возрастной период развития.
Завершая анализ типичных и наиболее общих причин появления истерик в детском возрасте можно свести всё это многообразие к четырём основным случаям:
- Ослабления соматического здоровья, нарушения режима, распорядка дня.
- Темпераментальные и характерологические особенности ребёнка
- Проблемы и трудности в детско-родительских отношениях
- Прохождение нормативных возрастных кризисов
Однако каждый индивидуальный случай требует внимательного рассмотрения, индивидуального подхода с целью расшифровать и понять то послание, которое несёт в себе та или иная негативная реакция, чтобы в конечном счёте гармонизировать процесс развития ребёнка и вернуть положительный эмоциональный климат в семью.
незрелость родителей -предыдущая
____________
Автор: Сутулина Анна, детский психолог, специалист в лечении детских истерик.
Запись на консультацию к детскому психологу Сутулиной Анне.