canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Социальный контроль в воспитании ребенка. Какова роль эффективного социального контроля?

Детские истерики: что с ними делать и как их избежать? (продолжение)

12. Непродуманная система социального контроля

Социальный контроль является важнейшим компонентом процесса воспитания в семье и включает в себя систему требований и запретов, а также санкций и поощрений. Как правило, капризы, истерики, негативные реакции со стороны ребёнка наблюдаются в случае чрезмерности требований и запретов, их противоречивости и/или непостоянства, применении наносящих вред эмоциональному благополучию ребёнка наказаний и дефиците поощрений.  Всё это ведёт к переживанию ребёнком эмоционального отвержения, страху, тревоге, потере чувства безопасности. Может быть, в таком случае в воспитании вообще обойтись без контроля, требований и запретов, не ограничивать свободу ребёнка? Однако такое решение было бы не совсем верным, поскольку именно соблюдение правил и ограничений обеспечивает ориентацию в системе человеческих норм и ценностей, лежит в основе развития саморегуляции и самодисциплины, способствует моральному развитию.  Тогда попытаемся выделить основные критерии, которым должна соответствовать система эффективного социального контроля:

– Во взаимодействии с ребёнком желательно формулировать требования и меньше запретов: требования содержат указание на желаемые образцы поведения (то как надо делать), конкретизируют позитивные ожидания, выполняют мотивирующую функцию; запреты – это указание на запрещённую модель поведения (как делать не надо), они определяют негативные ожидания и приводят либо к пассивности и безынициативности либо стимулируют попробовать то, что запрещено.

– Количество требований и запретов в целом нужно сводить к минимуму. Очень часто обилие требований и запретов связано с установкой родителей на воспитание «удобного», послушного ребёнка. В данном случае стоит расставить приоритеты –  «хороший» ребёнок или ребёнок, обладающий такими важными личностными качествами как любознательность, смелость, самоуважение, целеустремлённость. Последнее не всегда «удобно» в повседневной жизни, но возможно оно стоит того.

– Требования и запреты должны быть обязательны для выполнения всегда и всеми (и родителями тоже). Не должно быть ситуаций двойных стандартов, случаев отмены запретов и их внезапного возобновления.

– Требования и запреты не должны противоречить друг другу. Особенно это актуально когда в воспитательном процессе активное участие принимают члены расширенной семьи.

– Требования и запреты должны вводиться в понятной для ребёнка форме с указанием возможных последствий поступка ребёнка.

– Требования и запреты должны вводиться до ситуации их нарушения, а не после или во время.

– Не стоит прибегать к таким неэффективным и наносящим вред психологическому здоровью ребёнка наказаниям как физическая и вербальная агрессия, аффективные воздействия, лишение родительской любви, ограничение активности ребёнка, инициирование чувства вины. Более продуктивны в данном случае будут блокирование нежелательного действия, наказание естественными последствиями, логическое объяснение, доступное возрасту и пониманию ребёнка.

– Нельзя лишать ребёнка и положительной обратной связи, поощрений, похвалы, ласки. Но всё это должно быть адекватно встроено в воспитательную систему родителя: с одной стороны, поощрения должны быть связаны с поступком ребёнка, а с другой – нельзя использовать награды, подарки, ласку и т.п. только как подкрепления. В противном случае ребёнок становится чрезмерно капризным, начинает постоянно требовать подарки, поощрения.

 

Отдельно стоит оговорить те случаи, когда капризы, истерики ребёнка связаны с возрастными нормативными кризисами (кризис 3 лет, подросткового возраста). В данной ситуации важно понимать следующее:

  1. Кризисы являются нормальными и естественными этапами на пути развития человека, и за негативными симптомами (капризность, своеволие, упрямство, негативизм) кроются позитивные, продуктивные изменения. Позитивные изменения личности невозможны без отказа, перестройки прежних форм взаимодействия, общения.
  2. Кризис развития всегда связан с перестройкой системы отношений ребёнка с окружающими с учётом его возросшей компетентности и является формой этой перестройки.
  3. Со стороны родителей и других близких взрослых в данном случае требуется терпение и понимание того, что за негативными симптомами кроются позитивные изменения личности их ребёнка. Кроме того, поможет здесь умение быть открытым, готовым к перестройке отношений с ребёнком, помочь ему в поиске средств решения конфликта, а не блокирование внешних негативных реакций. Например, основным содержанием кризиса 3 лет является возросшая самостоятельность ребёнка, появление позиции «Я сам», возникновение воли, желания действовать самостоятельно, быть как взрослый при объективно недостаточной компетентности и неспособности занять позицию взрослых. Кризис затягивается, если родители ограничивают проявления независимости ребёнка, наказывают или высмеивают попытки самостоятельности, в данном случае у ребёнка формируется комплекс стыда и неуверенности. Кризис не разрешается и в ситуации, когда взрослый беспрекословно принимает позицию ребёнка «хочу», развивает в нём вседозволенность. Позитивным разрешением ситуации будет в данном случае предоставление ребёнку сферы деятельности, где бы он мог проявить самостоятельность, встать на позицию взрослого, и идеальной формой для этого является сюжетно-ролевая игра. Таким образом, взрослый, побуждая ребёнка к игре, помогает ему разрешить основной конфликт кризисного периода и перейти в следующий возрастной период развития.

 

Завершая анализ типичных и наиболее общих причин появления истерик в детском возрасте можно свести всё это многообразие к четырём основным случаям:

  1. Ослабления соматического здоровья, нарушения режима, распорядка дня.
  2. Темпераментальные и характерологические особенности ребёнка
  3. Проблемы и трудности в детско-родительских отношениях
  4. Прохождение нормативных возрастных кризисов

Однако каждый индивидуальный случай требует внимательного рассмотрения, индивидуального подхода с целью расшифровать и понять то послание, которое несёт в себе та или иная негативная реакция, чтобы в конечном счёте гармонизировать процесс развития ребёнка и вернуть положительный эмоциональный климат в семью.

 

незрелость родителей -предыдущая

Статьи по психологии

____________

Автор: Сутулина Анна, детский психолог, специалист в лечении детских истерик.

Запись на консультацию к детскому психологу Сутулиной Анне.

 

 

Яндекс.Метрика