Яндекс.Метрика

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

О.А.Артемьева

 

1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

1.1. Основные методы социально-психологического исследования массовой коммуникации.

Психологическое исследование массовой коммуникации по своей сути является социально-психологическим. Поэтому характеристику конкретных методов исследования массовой коммуникации в психологии необходимо начать с определения специфики социально-психологического исследования. По мнению В. А. Хащенко, такая специфика проявляется, прежде всего, в следующем:
– Использование в качестве полноправных данных о:
а) характеристиках реального поведения и деятельности людей и групп,
б) характеристиках индивидуального и группового сознания (мнения, оценки, представления, установки, ценности и т. п.),
в) характеристиках продуктов материальной и духовной деятельности человека,
г) отдельных событиях, состояниях социального взаимодействия.
– Социальный контекст исследования, влияющий на отбор, интерпретацию и изложение фактов.
– Неустойчивость и постоянное изменение социально-психологических явлений.
– Культурно обусловленная относительность социально-психологических закономерностей.
– Работа с реальными конкретными объектами исследования (индивидами и группами) [89].
Перечисленные особенности социально-психологического исследования в полной мере относятся и к исследованиям в области массовой коммуникации с той разницей, что спецификой последних являются, во-первых, более сложный состав изучаемой совокупности (коммуникатор и реципиент, один или оба из которых представлены группой), во-вторых, б?льшая динамичность и многоступенчатость коммуникации по сравнению с другими социально-психологическими явлениями.
Для определения специфических областей социально-психологического исследования массовой коммуникации, целесообразно обратиться к модели коммуникации, предложенной В. Е. Семеновым1 (см. рис. 1). В основе данного рассмотрения коммуникации лежит ставшая классической модель коммуникации Гарольда Лассуэлла. Ее элементами являются коммуникатор, сообщение, канал, аудитория (реципиент), эффект (обратная связь). Подход Г. Лассуэлла дополняется В. Е. Семеновым посредством введения объекта сообщения (те или иные явления, факты действительности) на полюсах и коммуникатора, и реципиента. Авторы объясняют это необходимостью помнить о том, что отражение внешнего мира опосредуется внутренними условиями отражающего субъекта. Поэтому объект коммуникативного сооб-щения не остается равным самому себе при передаче информации и впечатления о нем от коммуникатора к реципиенту.

             Помимо этого модель отечественных психологов отражает определяющее значение макро- и микросреды, а также всей общественной системы, в условиях которой протекает коммуникация.

На основе модели В. Е. Семенова возможно определить основные направления психологического исследования мас-совой коммуникации, а именно:
1) изучение социально-психологических особенностей коммуникаторов – создателей сообщения (отдельных лично-стей и групп),
2) изучение объектов сообщения (реальных социально-психологических явлений, в том числе имевших место в про-шлом),
3) изучение сообщений,
4) изучение средств коммуникации (в том числе форм и приемов организации содержания сообщений),
5) изучение социально-психологических особенностей реципиентов, которым адресуется сообщение,
6) изучение эффектов – социально-психологических аспектов коммуникативного воздействия на реципиентов,
7) изучение характеристик общественной системы – общественного мнения, массового настроения, общественных отношений и др.