Другим важным компонентом социальной ситуации развития соматически больного является то, что человек вступает в новую жизненную ситуацию с уже сформированными в предшествующие периоды особенностями психической организации: определенным уровнем преморбидных познавательных возможностей, мотивационной структурой личности, сложившимся уровнем оценки своих возможностей и ожиданий. Анализ преморбидных особенностей психики (личности больного прежде всего) и составлявляет еще одно направление анализа социальной ситуации развития больного соматическим заболеванием. (Этому вопросу традиционно уделяется много места в психиатрической литературе.) Болезнь может изменить все перспективы человеческой жизни, характер ее ориентации на будущее. Всякое истинное развитие в то же время предполагает именно направленность в будущее, открытость «перспективы движения». Изменение эскиза будущего — одна из наиболее существенных характеристик новой, складывающейся в условиях болезни, социальной ситуации развития. Как показывает опыт работы с больными, будущее для них часто становится неопределенным, теряет свои четкие очертания, в ряде же случаев перспектива будущего развертывается перед больными в оскудевшем виде, не соответствующем преморбидно сложившимся планам и ожиданиям. В этом и состоит одно из наиболее драматичных для заболевшего противоречий новой жизненной ситуации.
Еще одним направлением анализа социальной ситуации развития в условиях соматической болезни является изучение социальных последствий болезни, среди которых важнейшими являются изменения профессионального и семейного статуса человека. Вынужденный отказ от привычной профессиональной деятельности (необходимость в смене профессии в связи с заболеванием или переход на инвалидность), превращение в объект семейной опеки, изоляция от привычного социального окружения (например, длительное стационарное лечение). Все это в комплексе сильно изменяет весь психический облик больного.
И наконец, новая социальная ситуация развития становится предметом активной внутренней «работы» самого больного, вследствие которой формируется новая внутренняя позиция человека, содержание и динамика которой отражают основные смысловые изменения в структуре личности. Новая социальная ситуация развития может стать источником формирования у человека как психологически позитивных для судьбы развития его личности в целом новообразований (в виде, например, компенсаторных и приспособительных проявлений), так и негативных черт психики с тенденцией к оскудению и обеднению всего психического облика, сужению связей с миром я т. п. Последнее в медицинской литературе квалифицируется в понятиях невротического, психопатоподобного или патохарактерологического развития больного.
Таким образом, для изучения изменений психики соматически больного необходимо рассматривать со¬циальную ситуацию развития в условиях болезни. Основными ее составляющими являются: преморбидные особенности психики; психологические последствия влияния биологической вредности; основные социальные последствия болезни; изменения внутренней позиции больного по отношению ко всей совокупности обстоятельств.
Подобный подход задает не только схему анализа изменений психики, но и выдвигает определенные требования к нему уже на этапе психодиагностического обследования больного. Каковы же эти требования?
Прежде чем обратиться к их характеристике, отметим, что психологическая диагностика больного – обязательный этап работы, на котором решается задача установления или уточнения функционального диагноза.
В советской психиатрии вопрос о функциональном диагнозе был впервые поставлен в работа Т. А. Гейера (1933), Д. Е. Мелехова (1939, 1963), а в последние годы активно разрабатывается в трудах ленинградской школы психиатров и медицинских психологов (В. М. Воловик, 1975, 1977 М. М. Кабанов, 1978, 1981, 1982; и др.). Актуальность разработки проблемы функционального диагноза возрастает в связи с развитием реабилитационного направления в медицине. Как отмечает М. М. Кабанов, «функциональный диагноз, характеризующий аналитико-синтетическую деятельность врача, состоит из трех частей…: клинической, психологической и социальной. Врачу при реабилитационном подходе к больному важно знать не только «название» болезни (нозологический и синдромологический диагноз), но и у кого (какой личности) и в какой среде (имеется в виду социальная микросреда) эта болезнь возникает. Функциональный диагноз отвечает на эти вопросы» (1978. — С. 65).
личность – предыдущая страница|следующая страница – психологическая диагностика больных