Д. Примак, думается, совершенно прав, считая доказанным, что замещение знаком элемента ситуации (displacement) и предикация как утверждение чего-либо относительно другого (predication) являются операциями, доступными не только человеку, хотя обе они безусловно являются собственно знаковой деятельностью.
По мнению Д. Примака, кроме того, «Сара научилась понимать некоторые симметричные иерархические структуры предложения и в какой-то степени — функцию предложения в языке». Довольно спорная 2-я часть вывода, как и менее спорная, на наш взгляд, 1-я его часть, требует дальнейшей проверки. Бесспорна, однако, доказанная способность животного познать смысл знака через предметное действие, обладающее значимостью. Мысль Д. Примака о том, что «слово-символ представляет собой для обезьяны ярлык для уже познанного» [Premak 1970, 55—58], чрезвычайно нам импонирует, указывая на: а) первичность перцепции и практического действия, соединенных затем с интеллектуальным актом, б) вторичность знаковой замены. Иными словами, здесь акт познания осуществляется авер- бально. Вместе с тем опыты Д. Примака показали определенные потенции познания обезьяной смысла знака через знак (элементы «языкового мышления»).
Гарднеры, Примак и другие зоопсихологи свидетельствуют, что необходимым условием успешного обучения антропоидов коммуникации с человеком является, во-первых, наличие хорошо организованного контакта с животным. Это, несомненно, иллюстрирует роль социального фактора в развитии знаковой деятельности. Вторым необходимым условием успешного обучения являются формирование потребности, появление мотива, т. е. интенции, у животного. Только в условиях сформированной потребности, выявленного мотива (в данном случае речь может идти о стимулировании со стороны биологически ценного объекта, но также и в связи с развитым у антропоидов «бескорыстным» исследовательским поведением) может быть обнаружен инициативный поиск все новых средств коммуникации. В-третьих, необходимо опираться на исходные, прежде всего имитативные, потенции животного. Достаточно указать, что эти возможности антропоидов явно выше, чем у животных, стоящих ниже на эволюционной лестнице. В-четвертых, знаковая деятельность не может быть осуществлена иначе, как на базе предметных действий.
Понадобятся в дальнейшем, несомненно, многочисленные повторные и новые по методике эксперименты под строгим и многоступенчатым контролем, возможно, с применением коммуникантов, не имеющих отношения к эксперименту, чтобы окончательно выявить возможности антропоидов и животных разных других уровней в овладении знаковыми системами, в использовании ими «своих» коммуникативных систем. Вместе с тем мы не склонны, как это делает Т. Сибеок, подвергать сомнению ряд основных результатов обучения животных на том основании, что в свое время была обнаружена реальная подоплека поведения лошади, известной по кличке «Умный Ганс» [Sebeok 1977, 1068].
Дело здесь не только в том, что Гарднеры и Примак не занимались дрессурой, что опыты их были поставлены на научной основе, хорошо проверялись и т. д. Дело в том, что ученые указывают на пределы возможностей животных, достаточно осторожны в выводах и в своих объяснениях далеки от антропоморфизма. Наконец, результаты их экспериментов, как бы поразительны они ни казались, не выглядят на фоне предшествующих исследований неожиданными.
В «диапазоне знаковости», предложенном Ю. С. Степановым, природная система коммуникации приматов могла бы занять место между VI и VII типами знаковых систем. Но в опытах Гарднеров и Примака обнаруживаются потенции, позволяющие обучить антропоидов коммуникативной деятельности в рамках VII, отчасти и VIII типов [Степанов 1971, 82—83].
В свете изложенного представляется актуальным уточнить и детализировать критерии «диапазонов знаковости» с тем, чтобы проследить как различные, так и сходные, переходящие с уровня на уровень семиотические признаки. В связи с этим остановимся кратко на типологической схеме, которая в качестве признаков, достаточных для типологической классификации, использует глубинные условия функционирования знаков, определяя степень их сложности и их семиологическую сущность. Речь идет о глубинной структуре означаемого, которая выявляется в количественных и качественных параметрах ориентировочного, адаптивного и преобразующего поведения и в качественных особенностях коммуникативной деятельности. Предлагаемая, пока еще не вполне разработанная схема связывается нами с эволюционным аспектом семиотики, впервые сформированным Г. Ревешем. В предлагаемую схему мы вводим дополнительно тип единицы универсально-предметного кода (УПК), лежащей на основе означаемого, и признак (отсутствие признака) осознаваемой носителем знака связи между указанной единицей УПК и самим знаком. В «диапазоне осознания» также наблюдаются заметные градации.
Итак, предлагаемая схема (в традиционном способе изображения «снизу вверх» по степени усложнения «знакового продукта» и его субстрата):
Таким образом, возвращаясь к идее создания машинной модификации человека, отметим, что последняя должна обладать потенциями, соответствующими «предысторическим» механизмам человеческого мозга (см. выше мнение Л. Воронина), в которых «нижний слой» обеспечивает довербальное и предпонятийное мышление; этот «слой» представляет собой функциональный базис речи.
Метаязыковой знак – предыдущая | следующая – Связь представления и знака