canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

[phpBB Debug] PHP Notice: in file /includes/session.php on line 1007: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/dophost026/vprosvet.ru/docs/wp-includes/nav-menu.php:951)
[phpBB Debug] PHP Notice: in file /includes/session.php on line 1007: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/dophost026/vprosvet.ru/docs/wp-includes/nav-menu.php:951)
[phpBB Debug] PHP Notice: in file /includes/session.php on line 1007: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/dophost026/vprosvet.ru/docs/wp-includes/nav-menu.php:951)
Симптом как знак болезни. Отношение врача к симптому.

Психосоматика на Востоке и Западе (продолжение)

Авиценна искал причину уныния наследного принца очень необычно и всесторонне. Он не полагался на симптом в своих размышлениях  над этой причиной, а начал перечислять районы и улицы города, определяя их психосоматически-функциональ­ное значение. Тем не менее Авиценна оставался во власти сте­реотипа мышления  своего времени: кроме несчастной любви тогда почти не было других причин для тоски.  Если бы принц был обеспокоен социальной несправедливос­тью в его стране, своей неспособностью справиться с поставлен­ными перед ним задачами или думал и печалился бы о бессмысленности своих жизненных планов, Авиценна не смог бы помочь своим методом обследования. Он применил бы тогда не­верный ход или стоял бы на ложной позиции. Со времен народных психотерапевтических методов древнего Востока в психотерапии многое изменилось. Постоянно систематизируется и ставится на научную основу подход к душев­ным проблемам и неадекватному поведению человека. Функции учения дифференцировались, вскрываются динамика личности и включение ее в социальные взаимодействия. Знания психосоматической медицины —  хотя и не система­тизированные  – не являются единственным проявлением современности, которое отражено в древневосточных притчах. Они  характеризуют терапевтический подход, который приоб­рел свое место и научную систематику в новое время.    Впечатляющим  в терапевтическом методе Авиценны являет­ся дискурсивный подход. Он не обращался к пациенту, чтобы тот что-то говорил, он не давал никакого средства, которое могло бы поддержать его, а мобилизовал все его возможности, перечисляя все улицы города: он как бы очертил «провоцирующий  фактор болезни». То, что причиной болезни этого молодо­го господина оказалась несчастная любовь, в меньшей степени является  характеристикой психосоматического заболевания, чем  проявлением предпочтения Древнего Восточного мира  в этой области, так же как в наше время выступает стресс, то, что обычно  подразумевается под ним, душевная причина сомати­ческих заболеваний.    Что встречается и в прошлом, и сейчас, это скептическое недоверие к нетрадиционным методам. Логика действий традиционной  терапии очень проста: боль, например, должна быть  «устранена». Если причины боли не могут быть найдены, тогда  лечится просто симптом, и этим заканчивается все лечение. Во­прос о том, какое значение имеет эта боль, на какие расстройст­ва в соматически-душевном организме она указывает, какие  возможности предвещает на будущее и какие шансы открывает,  обычно остается неведомым. Это происходит так, как будто  симптом, знак болезни, находится в луче света. Только симп­том видим как фигура, его фон теряется в темноте ночи. Симп­том приобретает при этом небывалое очарование, в то время  как способности, все прочее вокруг симптома остаются незаме­ченными, как муравьи на черном камне. Отсюда появляется не­ уверенность, которая исчезает, когда мы из света симптома болезни устремляемся к непознанным  или трудно познаваемым  способностям.     Так же, как Авиценна нуждался в знатоке местности, который  хорошо ориентировался в плане города, его кварталах и  улицах, знал дома и живущих   в них людей, нам необходим  план, который поможет наряду с имеющейся позитивно опреде­ленной симптоматикой  увидеть и имеющиеся позитивные спо­собности.  При  помощи  этих способностей можно  выявить  новые возможности решения, которые в свою очередь способствуют устранению причин  болезни или — если это невозмож­но —  облегчению восприятия болезни и большего терпения к неприятностям терапии. Такой образ мышления не противоречит традиционному на­учно обоснованному медицинскому мышлению,  а лишь допол­няет его. Это дополнение, имеющее целью целостный диагноз, становится тем важнее, чем больше специализируется медици­на, все более дифференцируя лечение человека и почти теряя из виду его самого.    Пренебрежение этим развитием и воспоминания об «универ­сальном» семейном враче прошлых лет вовсе не являются нос­тальгией. Ведь прогресс медицины, рост технических и фармацевтических возможностей означают и рост уверенности и шан­сов больного. Интенсивность, с которой врач устремляется в специальную область и в которой реализует свою компетент­ность, может в то же время означать, что многие важные факто­ры, характеризующие этиологию или проявления заболевания, а также важные для выздоровления моменты, могут упускаться из виду. Вот один пример из практики:

Пациентка 32 лет жалуется на страхи, желудочные расстройства, голов­ные боли, тревожность и боли в плечевом поясе. Лечение началось с симптоматической терапии желудочных  расстройств. После некоторого перерыва было проведено физиотерапевтическое воздействие по поводу нарушений со стороны плечевого пояса под контролем ортопеда. Депрессия и страхи лечи­лись психиатром при помощи транквилизаторов и антидепрессивных средств. Головные боли заставили пациентку обратиться к невропатологу, который по­ставил диагноз невралгии тройничного нерва. С этим диагнозом она наблюда­лась в течение двух лет, пока, наконец, не была направлена терапевтом на психотерапевтическое лечение. Здесь выявилось, что все симптомы происхо­дили от душевного конфликта, который имел соматические проявления.  Этому конфликту  соответствовали следующие внешние события: смерть любимого брата, супружеские проблемы и потеря работы. Пациентка вытес­нила этот конфликт, реагируя своими симптомами; и в этой реакции она на­ходила поддержку у лечивших ее врачей. Только интересовавшийся психоте­рапией терапевт смог разглядеть истинную причину симптомов больной и обеспечил ей успешное излечение от болезней.

Притча об Авиценне – предыдущая | следующая – Модель позитивной психотерапии

Психосоматика и позитивная психотерапия

Яндекс.Метрика