Несмотря на различия между рассмотренными выше концепциями, на наличие многих разногласий и противоречий, обусловленных различными методологическими и мировоззренческими предпосылками, они не образуют бессвязного конгломерата. При детальном анализе разных подходов в них можно обнаружить много общих моментов. Более того, отдельные подходы, несмотря на свойственную им односторонность, раскрыли важные особенности исследуемого процесса.
Речь не идет, разумеется, о том, чтобы эклектически признать правомерность всех этих подходов. Скорее, следовало бы искать ответа па вопрос: в рамках какой теоретической схемы или системы можно было бы разрешить проблемы и объяснить данные, полученные сторонниками различных концепций и школ? Ниже мы попытаемся дать наброски такой схемы.
При построении такой схемы мы будем исходить из того, что психические процессы следует рассматривать как процессы регуляции отношений между организмом и средой. Такой подход получает, по-видимому, все более широкое распространение. Он предполагает использование понятия регуляции, которое было предложено и разработано в рамках кибернетической концепции (Эшби, 1959). В этой концепции используются следующие понятия: источник воздействий (Т), возмущения (D), существенные перемены (Е), регулятор разнообразия (R). D передает разнообразие в Е; Е сохраняет состояние равновесия только в том случае, если его разнообразие не выходит за пределы определенного множества состояний. Следовательно, назначение R заключается в уменьшении разнообразия, переходящего из D в Е, для сохранения Е в пределах определенного значения.
Применяя данную схему к человеку, можно сказать, что человеческое существо, которое живет и развивается, – это множество состояний Е. D – это все процессы, происходящие внутри и вне организма. Процессы, происходящие в D, являются необходимым условием сохранения Е, может привести к выходу за пределы, что равносильно нарушению или торможению жизненных функций, задержке развития и даже смерти.
Предохранение Е от избытка разнообразия требует ограничения этого разнообразия до размеров, умещающихся в пределах. Эту функцию предохранения выполняет R. У высших организмов R принимает форму психической деятельности. В этом смысле можно сказать, что психическая деятельность – это специфическая форма процессов регуляции.
Психические процессы осуществляют функцию регуляции посредством регистрации изменений, происходящих в Т (в источнике воздействия), и выделения среди них таких, которые являются возмущениями (D) для существенных переменных, то есть таких, которые являются значимыми для организма. Далее полученная информация об изменениях подвергается соответствующим преобразованиям и приводит к формированию программы действий, то есть реакций, которые соответствуют изменениям. Изменения, имеющие характер возмущения, приводят, кроме того, к мобилизации организма, чтобы успешно справиться с требованиями ситуации.
Весь рассмотренный здесь процесс регуляции можно описать при помощи соответствующих психологических понятий. Так, выяснение изменений — это восприятие действительности, преобразование — это совокупность интеллектуальных процессов, и, наконец, формирование программы действий — это исполнительные процессы.
Выявление изменений, имеющих характер нарушения, и мобилизация организма осуществляются благодаря специфической категории процессов, а именно благодаря эмоциональным процессам. Таким образом, эмоциональный процесс — это особый род процессов регуляции, которые актуализируются под влиянием событий, вызывающих изменения в состоянии организма или в его отношениях со средой либо изменяющих актуальное состояние равновесия между субъектом и средой. Функция этого процесса заключается в подготовке организма к тому, чтобы он мог справиться со случившимся событием.
Остальная часть этой книги представляет собой попытку более детально охарактеризовать эмоциональный процесс.
Эмоции как форма отражающей и регулирующей функции мозга – предыдущая | следующая – Характеристика эмоционального процесса
Экспериментальная психология эмоций. Содержание