Яндекс.Метрика

IV. 2. Положение в семье и отношения с родителями

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Се­мейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в зна­чительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Поми­мо сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмо­сфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возра­стом, преломляясь в структуре личности.

Практически нет ни одного социального или психологическо­го аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Прав­да, меняется характер этой зависимости. Так, если раньше школьная успеваемость ребенка и продолжительность его об­учения зависели главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования родителей. По данным ленин­градского социолога Э. К. Васильевой, у родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью (средний балл выше «4») втрое выше, чем в группе семей с образованием родителей ниже семи классов. Эта зависимость сохраняется да­же в старших классах, когда дети уже имеют навыки самостоя­тельной работы и не нуждаются в непосредственной помощи родителей.

Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимо­отношений между ее членами. Неблагоприятные семейные усло­вия характерны для подавляющего большинства так называе­мых трудных подростков, трудных в социальном (несовершеннолетние правонарушители) или в психологическом (подростки с психическими отклонениями) смысле.

До сих пор речь шла о значении семьи в целом как социаль­ной ячейки. Но не меньшее влияние на личность подростка ока­зывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько относительно автономных психологи­ческих механизмов социализации, посредством которых родите­ли влияют иа своих детей. Во-первых, это подкрепление: поощ­ряя поведение, которое взрослые считают правильным, и нака­зывая ребенка за нарушение установленных правил, родители внедряют в его сознание определенную систему норм. Их со­блюдение постепенно становится для ребенка привычкой и вну­тренней потребностью. Во-вторых, это идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, это понимание: зная внут­ренний мир ребенка и чутко откликаясь иа его проблемы, роди­тели тем самым формируют его самосознание и коммуникатив­ные качества.

Но семейная социализация не сводится к непосредственно­му «парному» взаимодействию ребенка с родителями. Так, эф­фект идентификации может быть нейтрализован встречной роле­вой взаимодополнительностью, например, в семье, где оба роди­теля умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глаза­ми хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия, выходящий за рамки воз­растного негативизма: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоя­тельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства личности ребенка в принципе не выво­димы ни из свойств его родителей (ни по сходству, ни по конт­расту), ни из отдельно взятых методов воспитания.

Тем не менее такая зависимость существует, причем особен­но важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и пре­обладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отноше­ния (родительская любовь), а на другом — далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспита­ния являются внимание и поощрение, во втором — строгость и наказание. Имеется множество исследований, доказывающих преимущество первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «я». Изучение личности юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, не­вротическими расстройствами, трудностями в общении, умствен­ной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у людей, которым в детстве не­доставало родительского внимания и тепла. Недоброжелатель­ность или невнимание со стороны родителей вызывает неосо­знанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, про­являемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием именно детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низ­кое самоуважение, чувства вины, тревоги и т. д.

возрастные различия – предыдущая | следующая – эман­сипация

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.