canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Ретарданты и акселеранты. Особенности ретардантов.

II. 2. Натуральный ряд развития (ретарданты)

Однако влияние соматотипа на личность не однозначно и не фатально. Как уже сказано, одни и те же качества имеют неодинаковое значение на разных этапах развития. Если под­ростку для самоутверждения среди сверстников достаточно ро­ста и физической силы, то позже на первый план выступают интеллектуальные и волевые качества и тот, кто шел по линии наименьшего сопротивления, может оказаться в трудном поло­жении.

Многое зависит и от самосознания. Один, осознав свою фи­зическую слабость, пассивно смиряется с ней или начинает ис­пытывать гнетущее чувство неполноценности. Другой компенси­рует недостаток достижениями в иной сфере (например, в уче­бе). Третий пытается исправить самый физический недостаток (например, усиленными занятиями спортом). Выбор этих ва­риантов во многом зависит от позиции взрослых, родителей и учителей.

Судя по данным лонгитюдных исследований, в подростковом возрасте признаки соматотипа имеют относительно самостоя­тельное значение, в юности же они выступают преимуществен­но в связи с более общими особенностями процесса созревания. Поскольку и взрослые и сверстники обычно воспринимают акселерированных мальчиков как более зрелых, им не приходится бо­роться за положение и статус. Большинство лидеров в старших классах выходят из них. Напротив, ретарданты кажутся окру­жающим «маленькими» не только в физическом, но и в соци­ально-психологическом смысле. Ответом на это могут быть ин­фантильные, не соответствующие возрасту и уровню развития, поступки, преувеличенная, рассчитанная на внешний эффект и привлечение к себе внимания активность или, наоборот, замкну­тость, уход в себя.

Эти различия сохраняются и в юности. Обследование двух групп 17-летних юношей показало, что ретарданты чаще акселерантов испытывают чувство неполноценности, считают себя отвергнутыми и подавленными родителями, причем устойчи­вая потребность в опеке сочетается у ретардантов с подрост­ковой мятежностью, жаждой автономии и освобождения от внешнего контроля.

Однако оценить раннее созревание в целом как благоприят­ный, а позднее — как неблагоприятный фактор развития бы­ло бы все-таки рискованно. Раносозревающий мальчик имеет в своем распоряжении меньше времени на то, чтобы консолиди­ровать самосознание и волю, которые нужны, чтобы выдержать испытания пубертатного периода, связанные с гормональными и физиологическими сдвигами, как бы положительно эти сдвиги ни воспринимались. Как полагает американский психолог Г. Пескин, мальчик-акселерант, будучи к началу полового созрева­ния хронологически и психологически моложе поздносозревающих сверстников, испытывает большую тревогу по этому поводу. Признание, которое он получает со стороны окружающих, умень­шает эту тревожность, но одновременно вырабатывает у него устойчивую потребность в таком признании и чувство зависи­мости от группы, а также побуждает строже контролировать свои импульсы.

Ретардированный мальчик, имея длинный подготовительный период, может решать свои проблемы более гибко. Следы этих различий иногда можно обнаружить и у взрослых. Бывшие акселеранты, обследованные после 30 лет, имели более высокие показатели по доминантности (напористость, стремление и спо­собность быть лидером, главенствовать), социальной приспособ­ленности и производимому ими хорошему впечатлению, тогда как у ретардантов наблюдалось больше психоневротических сим­птомов. Зато акселеранты оказались более конформными и «приземленными», ретарданты же — психологически более тон­кими и восприимчивыми.

Влияние темпа созревания на девочек изучено хуже, но известно, что оно более противоречиво. Раннее физическое раз­витие имеет для девочки несколько другие последствия, чем для мальчика. Мальчику всегда желательно быть больше и сильнее сверстников, так как это повышает его престиж, позволяет всту­пить в круг старших ребят и уравнивает его по физическому развитию с девочками своего возраста. Акселерированная де­вочка крупнее не только ровесниц, но и большинства мальчи­ков-одногодков. В то же время к общению с более старшими мальчиками девочка зачастую еще психологически не готова. Это создает для нее целый ряд трудностей.

Однако, как и у мальчиков, такая зависимость не универ­сальна. Раннее созревание может быть невыгодно для девочки в один период развития и весьма благоприятно — в другой. Сем­надцатилетние акселерантки из Калифорнийского лонгитюда обнаружили более положительный образ «я» и окружающего мира, чем их ретардированиые сверстницы. У ретардированпых девушек-студенток уровень тревожности выше, чем у акселерированных и у «средних».

Можно предположить также, что определенная часть раз­личий, существующих в этом отношении между мальчиками и девочками, отражает традиционные стереотипы «маскулинно­сти» и «фемининности» и поэтому сглаживается по мере ослаб­ления их поляризации.

соматотип – предыдущая | следующая – процессы социализации

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.

Яндекс.Метрика