Вслед за Г. Хэдом А. Р. Лурия утверждает, что у больных с поражением теменно-затылочных отделов нарушается способность объединения элементов в симультанно обозримую схему, или способность одновременного схватывания квазипространственных координат. Это нарушение ведет к трудностям в поиске значений и к трудностям понимания словосочетаний, требующих совмещения двух значений в новое, третье (‘брат отца’ = дядя)у или маркирования направленности значения (‘квадрат над кругом’, ‘тигр ранен быком’). Возникающая в случае словосочетания проблема неоднозначности существенна прежде всего для понимания речи [Якобсон 1980]; для построения речи более существенна проблема поиска значений, ведущая к трудностям припоминания слова.
Специфический характер трудностей оперирования словом у больных с семантической афазией отчетливо проявляется в заданиях на классификацию, требующую категориального обобщения, и в заданиях на поиск слова с определенным значением (например, в задании на нахождение слова по аналогии: яблоко—фрукты; морковь — ?). В отличие от больных с другими формами афазии больные с семантической афазией выполняют эти задания значительно хуже, чем задания на называния предметов и действий, и это понятно, поскольку при выполнении последних они могут опираться на сохранную предметную отнесенность слова. Подробнее см. [Ахутина 19811; ср. Лурия 1947, 154, 126].
Таким образом, у больных с семантической афазией порождение речи затрудняется из-за дефектности операции выбора (нахождения) значений слова[1], что свидетельствует о том, что это звено участвует в механизме речи.
Необходимо отметить, что у больных с семантической афазией трудности нахождения слов обычно не бывают грубо выраженными, так как больные, как уже отмечалось выше, пользуются другим способом нахождения значения слова, используя сохранную предметную отнесенность, т. е. связи слова с обобщенными сенсорными образами.
Этот путь поиска слова затруднен у другой группы больных — больных с синдромом «амнестической», или «оптической», афазии. Как показали исследования Л. С. Цветковой и Н. Г. Калиты, у части больных с нарушением номинативном функции речи обнаруживаются размытость стоящих за словом зрительных образов, стирание различительных зрительных признаков (например, топор рисуется с зазубринками как у пилы, петух, курица и цыпленок отличаются друг от друга только размером) [Цветкова 1972; Цветкова, Калита 1976]. Аналогичные данные получены в исследованиях Е. П. Кока [1967] и М. Г. Храковского [1978]. Начатое нами исследование сохранности перцептивных эталонов и их границ у больных с афазией (испытуемым предлагалось разбить на группы континуум изображений различных животных) показало, что больные с семантической афазией достаточно хорошо справляются с этим заданием, тогда как больные с височно-затылочной локализацией очага поражения испытывают большие затруднения при его выполнении [Ахутина 19811]. Близкая методика использовалась [Whitehouse, Caramazza & Zurif 1978].
Учитывая эти данные, можно думать о двух системах хранения значения слова — образной и вербальной (ср. аналогичную точку зрения Пайвио [Paivio 1971, 1978]). Обе системы перекрывают друг друга, что и позволяет больным в значительной степени компенсировать свой дефект. Наличие двойного кодирования позволяет нормальным носителям языка применять гибкую стратегию выбора значений.
Нам представляется, что операция выбора значений составляет семантическую сторону развертывания, о котором мы подробно говорили выше. На его первой стадии выбранное значение под влиянием внутреннего контекста значительно деформируется, на второй стадии нахождение комбинаций значений позволяет приблизиться к более устойчивым языковым значениям. Вслед за Н. И. Жинкиным, А. А. Леонтьевым, И. А. Зимней мы полагаем, что носителем субъективного смысла могут быть как единицы и связи образного кода, так и сети семантических связей вербального кода — за глобальной фиксацией семантических связей следует нахождение соответствующего набора языковых значений.
Этап смыслового развертывания сменяется этапом лексико-грамматического развертывания. На нем действуют операция поверхностного синтаксирования и операция выбора слов.
Нарушение операции выбора слов наблюдается при синдромах акустико-мнестической и сенсорной афазии, которые возникают при поражении средних и задне-верхних отделов височной доли левого полушария. Оба синдрома сохраняют тесную связь с процессами акустического гнозиса, с его сложными речевыми формами.
Для синдрома сенсорной афазии характерно комплексное нарушение речевого гнозиса, захватывающее и уровень звуков (нарушение фонематического слуха), и уровень слов (трудности удержания, и актуализации слов, явления отчуждения смысла слов). Эти трудности проявляются прежде всего в грубых дефектах восприятия и понимания речи, а также в дефектах собственной речи больных, для которой характерны замены слов и звуков и специфические изменения синтаксиса, связанные с заменами слов и трудностями удержания грамматических обязательств.
[1] В нашей статье 1967 г. предполагалось, что извлечение значения может происходить только при извлечении и опорных звуков слова, поскольку невозможна актуализация значения без знака-носителя. При таком подходе игнорировались факт образования системы значений и возможность движения по «сетке» значений. Допуская психологическую реальность актуализации значения без актуализации сокращенной записи слова, мы одновременно не отрицаем возможности существования такой записи. Анализ феномена «висения на языке» и в норме, и у больных с афазией свидетельствует о наличии наряду с полной энграммой ее сокращенного варианта (возможно, что полная запись — моторная, а сокращенная — акустическая).
Моторное программирование – предыдущая | следующая – Акустико-мнемическая афазия