Причинно-следственная связь между возникновением у ребенка психического расстройства и характером семейных взаимоотношений была выявлена в пяти случаях (6,1%). В одном случае связь была установлена с возникновением у ребенка несоциализированного расстройства поведения, в двух случаях — с развитием эмоционального расстройства детского возраста, в одном случае — с развитием расстройства адаптации; в одном случае на фоне конфликтных отношений в семье у ребенка отмечался вторичный энурез неорганической природы.
Так, в отношении подэкспертного М. было дано заключение, что у него обнаруживаются признаки эмоционального расстройства, начавшегося в детском возрасте (F 98), о чем свидетельствуют данные о возникновении у него в условиях психотравмирующей ситуации, обусловленной изменением жизненного стереотипа (расторжение брака родителей, вступление матери в гражданский брак, смена места жительства, детского дошкольного учреждения), сниженного фона настроения, эмоциональной лабильности, повышенной тревожности; о формировании у него личностных особенностей в виде впечатлительности, ранимости, капризности с последующим присоединением неврозоподобных расстройств в виде пси- хогенного энуреза, стереотипных двигательных расстройств (привычное потирание и щелканье пальцами, накручивание волос), ночных и дневных страхов, нарушений сна в виде ночных пробуждений и кошмарных сновидений.
В отношении подэкспертной 3. было дано заключение, что у нее имеется эмоциональное расстройство детского возраста, неуточненное (F 93.9). Указывалось, что в материалах гражданского дела и в медицинской документации отсутствуют достаточные указания на наличие причинно-следственной связи между возникновением указанного психического расстройства и сложившейся конфликтной ситуацией между родителями испытуемой, в том числе общением с отдельно проживающим родителем.
В двух случаях (2,44%) давалось заключение о том, что возникновение у ребенка заболевания находится в причинно- следственной связи не только с конфликтной ситуацией в семье, но и с патологизирующим стилем воспитания родителя, с которым проживает ребенок, что, с нашей точки зрения, может определять судебное решение.
В отношении подэкспертного Т., 6 лет, было дано заключение, что у него на фоне резидуального органического поражения ЦНС в 2,5 года выявлялись особенности поведения в виде повышенной возбудимости, агрессивности, капризности; с 3,5 года в детском коллективе отмечались его повышенная застенчивость, выраженные трудности в общении со сверстниками и посторонними людьми. За время посещения детского сада, в условиях систематического общения со сверстниками, регулярных развивающих занятий в коллективе детей, ежедневного общения с обоими родителями и сестрой в его состоянии отмечалась положительная динамика (стал общительнее, не отмечались нарушения поведения: каприз- ность, агрессивность). После резкого изменения семейной ситуации (прекращение посещения детского сада, выход матери на работу и появление няни, конфликт между родителями, уход отца из семьи в январе 2009 г.), как следует из показаний отца подэкспертного и свидетелей, отмечались эмоциональная напряженность и повышение агрессивности мальчика. С сентября 2009 г. по настоящее время ребенок проживает с отцом в ситуации ограничения контактов со сверстниками (непродолжительного и только в ситуации организованных групповых развивающих занятий); крайне ограниченных контактов с матерью и сестрой, что усугубило имевшиеся у него особенности в виде замкнутости, тревожности, нарушений коммуникативности, привело к нарушению эмоциональных связей с матерью и сестрой. При настоящем обследовании у подэкспертного выявляется социальное тревожное расстройство детского возраста (F 93.2), сформировавшееся в психосоциальной ситуации воспитания в аномальной семье (Z 80.1) (воспитание одним родителем, отсутствие устойчивых взаимоотношений с другим родителем), проявляющееся повышенной тревожностью, выраженными опасениями перед социальными ситуациями (неструктурированное учебными занятиями общение со сверстниками, посещение детского сада, школы), стремлением к избеганию подобных ситуаций, недостаточной социальной компетентностью мальчика; невротической симптоматикой (нарушения сна, ночные кошмары, неспособность спать без света, недифференцированные страхи); нарушениями поведения в социальных ситуациях (возбудимость, необоснованные реакции раздражения, повышенная агрессивность).
встречи ребенка с родителем – предыдущая | следующая – конфликтные отношения в семье
Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.