Ухудшение психического состояния детей вследствие общения с родителем, проживающим отдельно (продолжение)

Причинно-следственная связь между возникновением у ре­бенка психического расстройства и характером семейных вза­имоотношений была выявлена в пяти случаях (6,1%). В одном случае связь была установлена с возникновением у ребенка несоциализированного расстройства поведения, в двух слу­чаях — с развитием эмоционального расстройства детского возраста, в одном случае — с развитием расстройства адап­тации; в одном случае на фоне конфликтных отношений в се­мье у ребенка отмечался вторичный энурез неорганической природы.

Так, в отношении подэкспертного М. было дано заключе­ние, что у него обнаруживаются признаки эмоционального расстройства, начавшегося в детском возрасте (F 98), о чем свидетельствуют данные о возникновении у него в условиях психотравмирующей ситуации, обусловленной изменением жизненного стереотипа (расторжение брака родителей, всту­пление матери в гражданский брак, смена места жительства, детского дошкольного учреждения), сниженного фона настро­ения, эмоциональной лабильности, повышенной тревожно­сти; о формировании у него личностных особенностей в виде впечатлительности, ранимости, капризности с последующим присоединением неврозоподобных расстройств в виде пси- хогенного энуреза, стереотипных двигательных расстройств (привычное потирание и щелканье пальцами, накручивание волос), ночных и дневных страхов, нарушений сна в виде ноч­ных пробуждений и кошмарных сновидений.

В отношении подэкспертной 3. было дано заключение, что у нее имеется эмоциональное расстройство детского возраста, неуточненное (F 93.9). Указывалось, что в материалах граж­данского дела и в медицинской документации отсутствуют до­статочные указания на наличие причинно-следственной связи между возникновением указанного психического расстройства и сложившейся конфликтной ситуацией между родителями ис­пытуемой, в том числе общением с отдельно проживающим родителем.

В двух случаях (2,44%) давалось заключение о том, что возникновение у ребенка заболевания находится в причинно- следственной связи не только с конфликтной ситуацией в се­мье, но и с патологизирующим стилем воспитания родителя, с которым проживает ребенок, что, с нашей точки зрения, может определять судебное решение.

В отношении подэкспертного Т., 6 лет, было дано заключе­ние, что у него на фоне резидуального органического пора­жения ЦНС в 2,5 года выявлялись особенности поведения в виде повышенной возбудимости, агрессивности, каприз­ности; с 3,5 года в детском коллективе отмечались его повы­шенная застенчивость, выраженные трудности в общении со сверстниками и посторонними людьми. За время посещения детского сада, в условиях систематического общения со свер­стниками, регулярных развивающих занятий в коллективе детей, ежедневного общения с обоими родителями и сестрой в его состоянии отмечалась положительная динамика (стал общительнее, не отмечались нарушения поведения: каприз- ность, агрессивность). После резкого изменения семейной си­туации (прекращение посещения детского сада, выход матери на работу и появление няни, конфликт между родителями, уход отца из семьи в январе 2009 г.), как следует из показаний отца подэкспертного и свидетелей, отмечались эмоциональ­ная напряженность и повышение агрессивности мальчика. С сентября 2009 г. по настоящее время ребенок проживает с отцом в ситуации ограничения контактов со сверстниками (непродолжительного и только в ситуации организованных групповых развивающих занятий); крайне ограниченных контактов с матерью и сестрой, что усугубило имевшиеся у него особенности в виде замкнутости, тревожности, нару­шений коммуникативности, привело к нарушению эмоцио­нальных связей с матерью и сестрой. При настоящем обсле­довании у подэкспертного выявляется социальное тревожное расстройство детского возраста (F 93.2), сформировавшееся в психосоциальной ситуации воспитания в аномальной семье (Z 80.1) (воспитание одним родителем, отсутствие устойчи­вых взаимоотношений с другим родителем), проявляющееся повышенной тревожностью, выраженными опасениями перед социальными ситуациями (неструктурированное учебными занятиями общение со сверстниками, посещение детского сада, школы), стремлением к избеганию подобных ситуаций, недостаточной социальной компетентностью мальчика; не­вротической симптоматикой (нарушения сна, ночные кошма­ры, неспособность спать без света, недифференцированные страхи); нарушениями поведения в социальных ситуациях (возбудимость, необоснованные реакции раздражения, повы­шенная агрессивность).

встречи ребенка с родителем – предыдущая | следующая – конфликтные отношения в семье

Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание

Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.